Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Чешское пиво в лицах. Войтех Грецман – сладек пивовара Litovel

Как вы знаете, исторически Чехия сложилась из трех основных этносов: чехов, мораван и силезцев. Ментально все они разные, со своими традициями, обычаями и культурными особенностями. Несмотря на XXI век, многие до сих пор чётко идентифицируют себя к своей народности, особенно чехи, высокомерно относящиеся к мораванам. Это накладывает отпечаток и на пиво: шпатне пиво, с Моравы. Примерно, как: «это неправильные пчёлы», ну вы поняли, да?:) Хотя надо признать, что моравское пиво в ХХ веке, было хуже чешского. Одной из главных причин стала экономическая политика коммунистов, допускавших национальную дистрибьюцию и экспорт пива только пяти торговых марок. Многочисленные пивовары, разбросанные по всему ЧССР, имели право продавать пиво только в пределах своего региона, а пиво должны были варить из самого дешевого сырья. Всё начало меняться недавно, после Бархатной революции 1989 года. Новые владельцы традиционных моравских пивоваров, приложили огромные усилия, для того чтобы наладить выпуск качественного пива, полностью отвечающего эталонным требованиям, предъявляемым к чешскому пиву. Особенно ярко на чешском пивном рынке проявила себя моравская компания PMS Přerov, владеющая пивоварами Zubr, Holba и Litovel. Зубр выпускает эталонные лежаки, регулярно собирающие восторженные отзывы пивных экспертов и простых любителей пива, и привозя с пивных конкурсов, всё новые и новые награды. Голба смог немного закрепиться на пипах пражских пивниц, а ЛитовЕл просто варит великолепное пиво. Будь-то деситка или еденацтка, лавинный Maestro или божественный чёрный лежак.  Случай с Литовелом особенно показателен, ведь ещё в 90-х на Мораве существовала присказка, дающая полное представление, о качестве тамошнего пива: кто пил - тот умер, кто не пил – тот тоже умер, а кто выпьет Литовел – захочет умереть. Как вы уже понимаете, такое низкое качество Литовел смог достичь благодаря коммунистическому режиму, превратившему некогда образцовый городской пивовар, функционирующий с 1770 года, в местечковый производитель дешевого пива. Тогда как при Первой республике, пивовар Литовел, даже называли Моравской Пльзенью.

На сегодняшний день, пивовар Litovel - это современное пивоваренное предприятие, например бутылочная линия способна обработать 36000 бутылок в час. При этом, варна пивовара представляет собой реконструированный котел, производства 30-х годов прошлого века. Но при пивоваре Литовел, действует небольшая минипивоварня (объем варочного порядка 250 литров), на которой обкатывают новые сорта и экспериментируют с рецептами – Litovelský Minipivovárek. Кстати, здесь регулярно выпускают India Pale Ale, который можно пить с большим удовольствием (если конечно найдете). Литовелская минипивоварня регулярно участвует в Таборских Славностях пива и всегда заявляется в отдельных категориях, от основного производства. Кроме прочего, на Литовелской мини доступно развлечение в виде непосредственного участия в варке пива. За символическую сумму (900 крон с человека, при участии пятерых), вы с друзьями можете хорошенько напрячься, поиграв в настоящих сладеков. Литовелской минипивоварней заведует молодой профессиональный сладек Войтех Грецман (Vojtech Grecman). С Войтой меня познакомил в прошлом году Петр Гулин, сладек пивовара Подковань, и вся троица приятелей в лице Войты и двух Петров (Петр Калюжа, сладек пивовара ПолИчка), дружелюбно приняла меня в свою компанию. Как вы понимаете, когда мы не выбирали лучшее пиво Чехии, то пили, причем в больших количествах, поэтому полноценного интервью у меня не получилось. Поэтому не обессудьте:)

Пивной Адвокат. Войта, как сделать пивовар коммерчески успешным? Нужно просто варить хорошее пиво и надеяться на удачу, или все-таки вкладывать в маркетинг, пиариться, как например Станислав Бернард?

Войтех Грецман. Арти, тут всё зависит от финансовых возможностей. Но в любом случае, пивоварение это тяжкий труд, ежедневный причём. Но вот просто варить хорошее и качественное пиво и надеяться, что его кто-то заметит? Утопичная идея при такой конкурентной среде. Хотя всякое бывает. Вот мы сейчас грушковицу гарраховским лежаком запиваем, а кто его знал год назад? Помнишь, тогда его наливали всем пивным судьям бесплатно в «Двух кошках», а сейчас гляди он уже на чепу в ресторации Пальцата (ресторан при отеле Palcat в центре Табора, где проходят Славности пива). Но без грамотного маркетинга никуда, к сожалению. Продвижение необходимо любому пиву, на сарафанное радио надеяться глупо.

П.А. Пивная атрибутика помогает? Видел в продаже на вашем сайте футболки, кепки, брелки, зажигалки от Литовела.

В.Г. Конечно помогает! Особенно качественно сделанные, как у Литовела и красиво оформленные. Например, наши велофутболки очень популярны. Главное, чтобы человеку вещь понравилась и он не выглядел в ней, как грузчик пивовараJ

П.А. А помогают ли в продвижении бренда на рынке специалы? Или это просто дань традициям? Пиво на Рождество, на Зеленый четверг, на Пасху?    

В.Г. Если говорить о «Зеленом пиве», то это маркетинг в чистом виде. Тебе не хуже меня известен его вкус. А специалы это дань нашим пивным традициям, хотя некоторые и используют их в маркетинговых целях. Если говорить о новой волне специальных пив, об элях, то они позволяют обогатить чешский консервативный рынок. Но безусловно их не будут варить в таких же количествах, как лежаки.

П.А. А ты или другой сладек Литовела можете предложить сварить новое пиво? Или всё решают маркетологи?

В.Г. Тут с маркетологами мы в равных условиях, они точно также могут предложить сорт, который по их мнению будет хорошо продаваться.

П.А. Может чехам стоит сдаться и массово начать выпуск евролагеров? High Gravity Brewing использовать? Коммерчески ведь это выгоднее. Да и хмель жатецкий недешевый.

В.Г. Нет, мы должны сохранить своё уникальное пивоварение, особенно чешский лежак! Лежак всегда должен быть приоритетом. Если мы перестанем варить такой высококачественный, эталонный лагер, кто его будет варить? Никто не сумеет!

П.А. А Литовел планирует варить новые специалы?

В.Г. Безусловно мы и дальше будем варить разные специалы, наш IPA, ты ведь пробовал?

П.А. Пробовал, правильный IPA такой у тебя получился. Чёткий, мне понравился. Кстати, тебе какие сорта пива нравятся? Эли или лагеры в принципе?

В.Г. Всё зависит от случая. Иногда мне хочется черного лежака иногда эля. С друзьями, конечно же больше всего пьём чешские лежаки.

П.А. Кстати ты все время такой замотанный, как и другие сладеки средних пивоваров, такое впечатление, что в Табор приезжаете как на курорт. Много работы?

В.Г. Конечно, ты ведь бывал на многих пивоварах средних размеров. Сладек отвечает за всё - от закупки качественного сырья до розлива готового пива!

П.А. Напоследок о профессионализме сладеков и преемственности поколений. По твоему, это нормально, что даже в Чехии есть сладеки-самоучки?

В.Г. Почему нет? Естественно удел самоучки это минипивоварня либо домашнее пивоварение. В промышленном пивоваре он работать не сможет. Только выпускники Подскалской школы или VŠCHT. По поводу преемственности, не имеет никакого значения. Мы ведь не в средние века живем. Я вот первый в семье, кто стал сладеком и решил получить пивоваренное образование.

П.А. А насколько важно учиться в принципе дальше? Или получил диплом, стал сладеком и полный вперёд?

В.Г. Сладек должен постоянно учиться у своих коллег. Вот посмотри как в Чехии, практически все сладеки друг с другом знакомы. Это ведь по сути пивоварский цех. Даже если чего-нибудь не знаешь, всегда можно проконсультироваться у старших и более опытных товарищей!

П.А. Спасибо Войта и На Здрави!

В.Г. Нени зач! На Здрави! 

Представления: 336

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2021   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования