Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Поиск информации о монастырском пивоварении привёл к одному царскому письму в издании под названием «Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографической экспедицией Императорской академии наук. Дополнены и изданы Высочайше учреждённой комиссией. Том I» (1836 г., Санкт-Петербург, Типография II отделения Е.И.В. канцелярии, страницы 307-308):

«2070 – 1565 Октября 22. Царская грамота о посылке в Кириллов монастырь сытника для ставления медов и пивоварения к приезду Государя
От Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Руси, Успения Пречистые Кирилова монастыря богомолцу нашему игумену Кирилу с братьею. Послали есмя в Кирилов манастырь сытника Истому Трусова, к своему приезду медов ставити: и как сытник Истома Трусов в Кирилов манастырь приедет, и вы б велели сытнику Истоме Трусову дати кельи, где ему про нас меды и квасы ставити, и пивоварни, где пива варити, да и погребы естя ему дали, где ему наши меды и пива ставити, потому ж, где преж сего к нашему приезду меды и квасы ставили; а к медвяному б естя ставленью и к пивом велели сытнику давати котлы, и чаны, и мерники, и площадки, и бочки, и сита, и решета, и делавцев, и дрова, сколко будет ему надобе. Писан на Москве, лета 7074 Октября в 22 день.

Подлинник, найденный в архиве Кирилло-Белозерского монастыря, писан столбцом на листке. Был сложен пакетом и запечатан черною восковою печатью, имеет на обороте надпись: Успения Пречистые Кириллова монастыря, богомольцу нашему Кириллу с братьею».

Тут составители явно допустили опечатку. 7074 год Константинопольской эры – это всё-таки 1566 год по современному летоисчислению. Тут либо в первой, либо во второй дате допущена опечатка, но это не страшно.
Царю 35 или 36 лет. Идёт русско-литовская война, совершаются перманентные набеги на Москву крымскими татарами. В феврале 1565 года Иван Грозный объявляет о введении в стране опричнины. В промежутках между войнами и казнями царь перманентно посещает Кирилло-Белозерский монастырь, считая обязанным ему своим рождением. Дело в том, что у Василия III и у Елены Глинской долго не было наследника. И вот в 1529 году они приехали в Кириллов монастырь помолиться о даровании сына. Через год родился Иванушка. А ещё через 35/36 лет ему захотелось испить в стенах монастыря пива.

Какие выводы можно сделать?
1. Царь Иван IV Грозный пил и пиво, и мёд, вероятно, на постоянной основе, что даже при посещении монастыря не мог отказать себе хотя бы на время в этом удовольствии.
2. Иван Грозный опасался быть отравленным и монахами в том числе, поэтому заранее посылает в монастырь своего сытника Истому Трусова поднадзорно приготовить к своему приезду пиво, мёд и квасы к приезду царя.
3. В монастыре существовало своё пивоварение, поскольку Истома Трусов выдвигается без оборудования и без команды. Всё это есть в монастыре, и царь просит предоставить и помещения, и достаточно подробный список оборудования, и персонал (делавцев) для пиво- медоварения для собственных нужд.

Вот такая историческая зарисовка.

Представления: 72

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2021   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования