Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Мою небольшую заметку про первое появление термина «Gose» в городских уложениях Гослара в 1470 году Вячеслав Максаков откомментил: «Вроде большинство называют 1332 год» и присовокупил ссылочку https://www.leipziger-gose.com/en/gose-history.html
Итак, что там написано? А вот что:
«Legend has it that Gose was first mentioned by the German Emperor Otto III (983-1002) who praised its flavor in his palatinate of Goslar. The beer of Goslar -abbreviated Gose- spread quickly through the Harz Mountains. That is why a lot of towns of the Harz Mountains had their own Gose in the Middle Ages. The oldest preserved document of Gose is originated from the Monastery Ilsenburg and is dated March 27th, 1332».
Сайт принадлежит пивоварне Ritterguts Gose GmbH (Пивоварня ведь врать не будет ©). И перед нами, как можно заметить невооружённым глазом, традиционный маркетологический комплект – царственная особа и монахи..
Император священной римской империи Оттон III (Otto III) восхвалял вкус гозе в своих произведениях о Госларе… Почему именно он? Потому что его правление приходится как раз на время появление самого Гослара. И когда же он мог это сделать, учитывая, что с конца Х века после своей второй итальянской кампании Оттон III проживал в Риме? Только что сваренное пиво не могло распространиться мгновенно по другим городам, так что Оттон III должен был посетить Гослар, чтобы его попробовать. И действительно в это время он покидал Рим. Он выехал из Рима в декабре 999 года в Гнезно в Польшу на гнезнинский конгресс, который прошёл в середине марта 1000 года (Zjazd gnieźnieński, Akt von Gnesen или Gnesener Übereinkunft), там он посетил могилу святого Адальберта Пражского (Sanctus Adalbertus), а затем вместе с Болеславом I Храбрым (Bolesław I Chrobry) отправился в Аахен посетить могилу Карла Великого. Из Аахена он вернулся в Рим. Мог ли он по дороге туда или обратно посетить Гослар? Мог, конечно. Но где этому свидетельства? И где сами произведения Оттона III о Госларе? Что именно там написано? Каким именно образом император воспевал гозе. Неужели пивным историкам неинтересно узнать, как именно Оттон III делал это, в каких выражениях??? Вместо этого историки в качестве иллюстрации в обязательном порядке в свои произведения помещают гравюру с изображением Оттона III на троне из его молитвослова и мантру про первое упоминание гозе.
Идём дальше по тексту. В Гарце действительно есть городок Ильзенбург – 9,5 тысяч жителей – в 30 км от Гослара. Там действительно был бенедиктинский монастырь, который во время крестьянских войн 1525 года был разрушен, а библиотека утрачена. Представьте себе: библиотека сгорела, а документ с упоминанием гозе, причём чётко датированный 27 марта 1332 года, остался. Допустим, это так. Так покажите этот документ. Сделайте скан, приведите текст. Это же всем интересно. Но ведь нет ни того, ни другого. И в этом тексте действительно упоминается термин «Gose» или всё же «Cervisia Goslariensis», ведь большинство средневековых документов писалось на латыни?
В своей книге 2018 года «Gose: Brewing a Classic German Beer for the Modern Era» Фэл Эллен (Fal Allen) на 14 странице ссылается на сайт Ritterguts Gose GmbH и копипастно утверждает, что первое упоминание госларского пива за пределами Гослара относится к загадочному документу ильзенбургского монастыря от 27 марта 1332 года, но сам текст также не приводит.
Я, конечно же, попросил пивоварню дать разъяснения по поводу пассажа на их сайте, и на удивление получил ответ:

«Dear Mr. Katunin,
thank you for your message. To your questions, as far as we can answer them:
1. Goslar was the imperial palace of Otto III, i.e. his preferred place of residence in the German Empire (a kind of a "capital city", which of course did not exist at that time). His words about the Gose are not handed down - it is a legend.
2. We do not have a copy of the document. For this you would have to ask directly at the Ilsenburg monastery.
Beste Grüße / Best regards,
Tilo Jänichen»
(Уважаемый г-н Катунин,
Спасибо за Ваше послание. Касательно Ваших вопросов, на них мы можем ответить следующим образом:
1. Гослар был имперским дворцом Оттона III, т.е. избранным местом проживания в Германской Империи (своего рода «столичный город», который, конечно, не существовал в то время). Его слова нигде не записаны – это легенда.
2. У нас нет копии этого документа. За этим вопросом Вам следует обратиться непосредственно в ильзенбургский монастырь.
С уважением,
Тио Янихен)

Итак, слова Оттона IIII о гозе – всего лишь устный апокриф, чей-то вымысел. И сейчас гозевары за уши притягивают Оттона III к гозе, придумывая историю императорского дворца. А вот что сказано на официальной странице госларского Кайзерпфальца о его истории:
https://kaiserpfalz.goslar.de/historisches
«Als der letzte König vom Stamm der Liudolfinger, Heinrich II. (1002 – 1024), zwischen 1013 und 1017 wegen politischer Spannungen mit dem sächsischen Adel die Königspfalz Werla nach Goslar verlegen lässt, wählt er mit der damals noch bescheidenen Siedlung am Nordwestharz einen vorzüglichen Stützpunkt der Königsherrschaft: Inmitten von Reichsbesitz, im Umfeld des Bergbaus und mit günstigen Verkehrsanbindungen ist Goslar das attraktive „Tor nach Sachsen“».
(Когда последний король из династиии Людольфингеров Генрих II (1002-1024 г.г.), из-за политической напряженности с саксонской знатью переместил королевский дворец из Верлы в Гослар между 1013 и 1017 годами, он выбрал тогда ещё скромное поселение на северо-западе Гарца в качестве превосходной базы для королевского правления: посреди имперской собственности, в районе добычи полезных ископаемых и с удобным транспортным сообщением Гослар являл собой привлекательные «ворота в Саксонию»).
Получается, что и дворец был построен не Оттоном III, а Генрихом II уже после смерти Оттона III, да и о гозе Оттон III ни в каких своих произведениях не писал.
А что про документ от 27 марта 1332 года? Так обращайтесь напрямую в монастырь, от которого остались только красивые здания. Что ж, будем искать в фонде Stiftung Kloster Ilsenburg, если этот документ, конечно, существует.
Но пока мы его не увидим, мы не можем судить, что именно в нём написано - «Gose» или «Cervisia Goslariensis». Однако, можно с уверенностью утверждать, что термин «Cervisia Goslariensis» встречается за пределами Гослара и раньше в связи с другим Оттоном - Оттоном I Дитя (Otto I das Kind), герцогом Брауншвейга-Люнебурга, сыном Вильгельма Толстого (Wilhelm der Dicke) и Елены Датской (Helena von Dänemark). В 1239 году он даровал некие привилегии городу Остероде, который находится в 30 км на юго-запад от Гослара. В тексте, в частности, говорится:
«De majori autem gracia nostra dedimus premisse civitatis Osterrothe burgensibus, ut omne ungelt deponatur, et illud ex nomine, ut nulla cervisia Goslariensis in civitatem ducatur, nisi fuerit de ipsorum burgensium bona et libera voluntate».

Полный текст можно найти в издании «Die Städteprivilegien Herzog Otto des Kindes und die ältesten Statuten der der Stadt Hannover von Dr. Richard Doebner Königl. Archivar» («Городские привилегии Герцога Отто Дитя и старейшие статуты города Ганновера, собранные доктором Рихардом Дёбнером, королевским архивариусом», 1882 г., Ганновер, Hahn'sche Buchhandlung, стр. 21-22).
Трудно сказать, что именно имеется в виду, не зная исторического контекста, но судя по всему, документ разрешает ввозить в город госларское пиво только с разрешения жителей Остероде – «нисколько госларского пива не разрешено к ввозу, разве что с доброй воли самих горожан (бюргеров)»
Казалось бы, перед нами небольшая незначительная историческая зарисовка, но она нам раскрывает причину успеха госларского пива в регионе.
Дело в том, что несмотря на имперскую резиденцию в городе Гослар во время Саксонского восстания (Sachsenkrieg) 1073-1075 г.г. и Великого саксонского восстания 1077-1088 г.г. выступал на стороне протестующих вплоть до того, что в 1081 году в Госларе короновали антикороля Германа фон Зальма (Hermann von Salm). В результате от греха подальше, чтоб народ не бунтовал, Гослару присвоили статус вольного имперского города Freie Reichsstädte, в котором он пребывал до 1802 года, когда во время наполеоновских войн его аннексировала Пруссия. Вольный имперский город подчинялся непосредственно императору и не платил никаких налогов местным феодалам – ни графам, ни герцогам, ни архиепископам, а только напрямую в казну императора. Это означает, что госларское пиво получило широкое распространение не из-за своего весьма своеобразного вкуса, а просто по банальным финансовым причинам – оно было объективно много дешевле, поскольку госларцам не приходилось платить дополнительные местные налоги.
А жителям Остероде, как и других городов в округе не так повезло. И вот их сюзерен герцог Оттон I Дитя, вероятно, реагирует на жалобу городских пивоваров, но не снижает местные налоги, а предлагает заградительные меры для госларского пива в виде некой привилегии для бюргеров Остероде самим решать, можно ли в городе его продавать или нет, делает он это весьма осторожно не запретительным указом, чтобы, не дай бог, не обидеть императора, которому могут пожаловаться госларцы.

Традиционно итожим:
• Никаких подтверждений тому, что гозе впервые было сварено в 1000 году и им восхищался Оттон III, нет. Это – миф.
• Первое известное на сегодняшний день упоминание термина «Gose» относится всё же к 1470 году.
• Использование латинского термина «Cervisia Goslariensis» встречается раньше, чем 1332 год.
• Госларское пиво распространилось по региону по причине своей дешевизны, благодаря статусу вольного имперского города у Гослара.
#beercult

Представления: 52

Теги: 1239, XIII век, гозе

Комментарий от: unreal_undead, Август 24, 2021 в 11:55am

А не добавляет ли информации упомянутая в википедии Knaust, Heinrich (1575). Funff Bucher von der Gottlichen Und Edlenn Gabe Der Philosophischen Hochthewren und Wunderbaren Kunst Bier Zu Brawen ? В википедии ссылка на книгу приведена как подтверждение, что пиво варилось с начала 13 века. Скан есть на https://digital.slub-dresden.de/werkansicht/dlf/7801/1 , но без знания немецкого и навыков чтения готического шрифта вижу только, что гозе действительно упоминается на странице 81 и дальше (судя по всему разные виды).

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2021   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования