Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Япония. Северная половина. Как это было полтора года назад

Поднимаю старый репортаж. События 2009-го года. Фотоаппарат врёт


Часть первая. Самурайская вступительная 

Я думаю, мало для кого секрет что Япония весьма и весьма занимательная страна. Писать тут можно неограниченно, посему постараюсь сдерживать свои рвения (то бишь эмоции) и придерживаться рамок пивоприличия. Сразу предупреждаю, что удалось покрыть только северную половину территории этой раскинутой страны, протянувшейся с севера на юг на 2500км, (хотя сами японцы делят ее на запад и восток. Почему так, для меня так и осталась полной загадкой). Зато есть отличнейший повод заглянуть туда еще разок как-нибудь.

Киото. Древняя столица

И так, пойдем от большого к малому: рынок контролируют 3 монстра (Kirin, Sapporo и Asahi) плюс 2 претендента монстрика с амбициями (Orion и Suntory).

Визуально присутствие Кирина выглядит предпочтительнее перед другими как линейкой, так и долей на рынке. Короче, самый крупный феодал. Однако, чем ближе на север, тем сильнее ощущается влияние Саппоро. Лидирующие позиции Асаи обусловлены "супер бомбой" 90-х "Super Dry". Данный сорт, пожалуй, так и остаётся пивом номер 1 в Японии.

В литературе Орион очень часто включен в большую 4-ку, и видимо на это есть (были?) основания, НО! если вышеуказанные три пивоварни худо-бедно представлены бутылочным пивом, то Орион, по-видимому, на данный момент полностью отказался от этой роскоши. Kак я ни искал, но ни одной бутылки так и не нашел. Однако справедливости ради надо заметить, что это южная пивоварня, а там я, как сказано выше, еще не был.

Ну и Сантори. Старейшая японская алко-компания, но на пивном рынке всего 40 лет. Оно и видно. Пиво гораздо слабее, чем у конкурентов. Тем не менее, присутствие ощущается повсеместно (во многом благодаря основному бизнесу - производствy виски).

Часть вторая. Самурайско-философская

Токио. Токио? Да, Токио. Мне показалось, что в этом городе можно прожить самодостаточнyю полную жизнь, ни разу не выбравшись за черты города. Что, возможно, многие и делают. Хотя нет. Вру. А как же восхождение на священную Фуджи? Ну, если учесть, что Токио и Иокогама уже давно по сути один город, то, в моём понимании, этот вечный символ Японии можно также легко зачислять в черты города, скажем, в качестве почётного парка (всё ИМХО и только ИМХО).

С пивом в столице просто: автоматы стоят по несколько штук на каждой улице. Естественно, расфасовка только в банках. Госпожа баночная упаковка, собственно, и командует парадом во всех отношениях. И причин для этого множество, но я не о них в этот раз.

типичный холодильник

В социальном плане пить пиво (и не только) можно практически везде. Просто везде. Например, в театре пивная открывашка привязана к рукоятке кресла... Улица, транспорт, общественное место/заведение - никто не скажет ни слова. Причем это не послабление туристам. Так делают все. Японцы наглядно доказывают тщетность научных размусоливаний о вреде алкоголя и курения. Но делают это с восточной мудростью. Конфуцианство и Буддизм воспитали-таки в них природную потребительскую сдержанность, умереность и размереность. Сильно пьяных островитян я так и не увидел. Впрочем как и зажирелых диабетиков. 85 лет - средняя продолжительность жизни и хоть бы хны. А выпить и закусить, поверьте мне на слово, там есть что.

линейка супермаркета

 

Превосходная говядина

Часть третья. Самурайская стеклянная

По моим наблюдениям, японцы запаковывают в бутылки только то, что они называют пивом, то есть алкогольный напиток, содержащий не менее 67% процентов солода.  Напиток с менее 67% солода называется "хаппошу" и делится в свою очередь на три категории , в зависимости от %. Дело в том что, так же как когда-то в Британской Империи, налог на пиво взимается в зависимости от процентного содержания солода. Соответственно, чем выше % солода, тем дороже конечный продукт. Сорта масcового производства полностью без несоложеного материала можно пересчитать по пальцам одной руки, т.к. позволить себе такую роскошь, по- моему, могут только лишь пив-гиганты. Да и те имеют в активе по одному - два сорта максимум. 100% солодовое пиво - это сильно круто, о чем громко "кричится" на этикетке. Сушествует ещё так называемое "третье пиво" (напиток без соложенного материала, сброженый на бобовом протеине или кукурузе). Спрос на более дешёвый алкоголь родил данное предложение извращение. Название идет опять же из налоговой классификации: 1) собственно пиво; 2) хаппошу; 3) третье пиво (лазейка в законодательстве, не более того).

По вкусу на пиво (под пивом в данном контексте понимается лагер) даже хаппошу слабо тянут. Третье пиво же скорее алко-поп с пеной чем что-то ещё.

Литература настаиваивает, что налоговая система и была самым большим камнем преткновения для развития мини-пивоварения в стране. Не так давно правительство обратилось к данной проблеме и изменило налоговую шкалу для мини- и микро-пивоварен, заменив поводOк клеткой . Выбор тут не велик: либо выпускаешь мало и пользуешься льготами, либо расширяешься и попадаешь под общую гребёнку.

Но тем не менее, вернёмся к стеклянной упаковке: поскольку в продукт изначально заложена премиальная себестоимость, он должен как можно сильнее выделяться из банночной массы всевозможных напитков и вариаций.

По неизвестной мне причине японцы совершенно не пользуются пластиком для сегментации. Возможно, потребители просто не готовы для полторалитровых размеров, посему все про-пивные напитки пакуются в относительно удобные и дешёвые жестянки, оставляя бутылочный сегмент для самой дорогой "элитной" продукции. Естественно, параллельно все бутылочные сорта дублируются и в банках.

Устройство для более насыщенной пены

Тут ещё один момент: японцы очень трепетно относятся к тому, что мы называем саке (в японском языке "саке" значит просто "алкогольный напиток") , а сами японцы - нихоншу, то есть "японское саке". Данная продукция продаётся исключительно в бутылках, а некоторые сорта стоят весьма кругленькую сумму. Словом, бутылка рулит.

саке-бар

Найти бутылочное пиво в Японии - не то что бы слишком просто, но при определёном желании и сноровке посильно даже обывателю. Японские города утыканы локальными мини-маркетами площадью в районе 50-80 кв.м. Распыляться на них не стоит, но и упускать из виду я себе не позволял. Примерно в каждом третьем магазине можно наткнуться на пару сортов в бутылках (как правило Аsahi Super Dry или Kirin). Но по настоящему пивом в стекле можно закупиться или в супермаркете, или в "винно-водочном" магазине (типа скандинавских алкошопов).

Вслепую специализированные алко-магазины попадаются не часто, а найти без помощи местного населения бывает проблематично. В этом плане гостиничный персонал просто незаменимый гид. Спрашивать на улицах и в магазинах зачастую просто бессмысленно. Найти человека, говорящего более-менее по-английски и не связанного с туристическим бизнесом , довольно-таки тяжёлая задача.

Объем тары как правило 0.33 и 0.5 л, но попадается и 0.63 расфасовка.

Импорт, который мне попадался (а это в основном Бельгия, Британия и Германия) тоже был в основном бутылизирован. Исключения составляют сорта прочно ассоциирующие с банками:Guinness, Budweiser, John Smith's Bitter и т.п.

импорт и саке (справа)

Японские мини также широко представлены в стекле, что не могло не радовать старого собирателя этикеток. В общем, не сильно напрягаясь, за 5 суток мне удалось найти свыше 50 бутылок японского аутентичного пива разных форматов.

 

Часть четвёртая. Mини-мальная

С мини в Японии мне не повезло. Вернее повезло, но не до конца. Само пиво пробовал и немало, а вот посетить настоящую мини-пивоварню так и не удалось. И ведь готовился же! Адреса и явки - всё заблаговременно разнюхал, но вот незадача: японский адрес - это что-то с чем-то. Названия улиц (кроме главных магистралей) практически отсутствуют. Город поделён на районы, которые в свою очередь так же поделены, и так по убывающей, какая-то абсолютно чуждая европейскому сознаю улейно-пирамидальная система. Ну да и бог с ней, если бы она работала. Но, к превеликому сожалению, многие адреса - абсолютная белиберда даже для самих аборигенов. Три токийских заведения я так и не нашёл по неопытности, зато удалось посетить мини одного из столпов пивоварения Аsahi.

Варят три сорта: weizen, alt и porter.

Добротно, но не более того. Пиво было сильно переохлаждено (что весьма органично при таком жарком и влажном климате, но губительно для рецепторов), посему по настоящему вкус распробовать не удалось. Вроде нормально, но своей заоблачной цены оно не стоит. Персонал не владеет ни одним иностранным словом - соответственно ,кроме того что видел собственными глазами, добавить нечего.

Сам бар расположен в 10 метрах от токийской штаб-квартиры, сделанной в виде бокала черного пива (в голове сразу всплыл “родной” Гиннесс). Кажется, в ней и расположен варочный цех мини.

Часть пятая. Саппорная. Заключительная

В последний день пребывания в стране восходящего солнца посчастливилось попасть в старейший пивной музей Японии - Саппоро (одноименной пивоварни одноименного города). Музей бесплатный и больше похож на экспозицию без лишних наворотов.

На самом деле пиво варят снеговики

барная стойка

Есть очень интересные экспонаты, но сама соль в двух сортах сезонного пива, которое наливают в баре при музее. Возможно, они доступны и в других барах, но проверить просто не было сил и времени.

Edelpils- вкусный, в меру сухой и уже привычно дико холодный лагер

Yebisu Creamy Top Stout - таки настоящий стаут с плотной фирменной пеной

К пиву бесплатно подаётся солёное печенье или плавленый сырок

Так же при музее открыт неплохой, но дорогой (как и везде в Японии) сувенирный магазин, где и были приобретены 4 бутылированных раритета, один из них - вишнёвое.

Про вкусы не спрашивайте, не помню. Негативных воспоминаний нет - значит, по идее, должно быть неплохо.

Ну и напоследок, ради социальной справедливости, пара вагонных зарисовок (как ни крути, а пару тысяч километров за 5 дней накатали)

традиционная коробка в дорогу

всё те же банки

Эпилог 

В связи с недавними событиями выкладываю пару фотографий Сэндай, города который глубоко запал в сердце, но уже никогда не будет таким, каким я его застал в августе 2009. No comments



 

Представления: 252

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 14, 2011 в 9:25am

Прекрасный репортаж, Максим. Спасибо большое!

Жаль, что, видимо, ещё долго мы не увидим всего этого. Трагические события просто не укладываются в голове...

Комментарий от: Николай Логвинов, Март 14, 2011 в 11:03am
Большое спасибо, с удовольствием прочитал.
Комментарий от: Белый Дракон, Март 14, 2011 в 12:16pm
В социальном плане пить пиво (и не только) можно практически везде. Просто везде. Например, в театре пивная открывашка привязана к рукоятке кресла... Улица, транспорт, общественное место/заведение - никто не скажет ни слова.

нагляднейший пример, что дело в не в законах и запретах, а в людях...
Комментарий от: Дмитрий, Март 14, 2011 в 2:08pm
Дело в законах и их соблюдении.
Комментарий от: Zheka, Март 14, 2011 в 4:26pm
Никита, было и такое. Попробую найти источник сегодня дома (если интернет починится :( )
Комментарий от: Maxim Ilyin, Март 14, 2011 в 4:46pm

Никита

Признаться я специально никогда не занимался этим скользким вопросом. Столкнулся с ним изучая историю экстра стаута. Согласно легенде стиль появился благодаря использованию несоложеного ячменя в обход налогам. Возможно я где-то что-то и упустил, но Вики даёт следующую информацию ссылаясь на http://www.thehistorychannel.co.uk/encyclopedia/tax.html и Fifteenth report of the Commissioners of Inquiry into the excise establishment, and into the management and collection of the excise revenue throughout the United Kingdom. Malt.. London: His Majesty's Stationery Office. 1835. pp. 1–69. Retrieved 10-03-2009:
"The malt tax was introduced in Britain in 1697, and was repealed in 1880.
The rate for malted barley was 6d. per bushel in 1697 and had risen to 2s. 7d. in 1834"
bushel - мера измерения сухого вещества.

Комментарий от: Дмитрий, Март 14, 2011 в 4:50pm

http://www.kodawari.cc/?en_home/products.html

Вот такая есть пивоварня в Японии

Комментарий от: Maxim Ilyin, Март 14, 2011 в 4:57pm

Дмитрий

Пивоварен в Японии скорее много чем наоборот. Времени было мало. Специально упустил что пил,где и как, так как писал про другое. Будет свободное время (через год-полтора) можно будет и по сортам пройтись при желании. но это вряд ли

Комментарий от: Пивной адвокат, Март 14, 2011 в 5:16pm
Отличный отчет! Я тоже собирался этим летом в Японию, недели на три-четыре поехать (подгадав под Большой пивной фестиваль), но в связи с последними событиями поездка к сожалению не состоится!

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2018   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования