Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Вересковый мёд? Или всё же эль? Немного раздумий над «Fraoch Heather Ale».

Начнём наш очередной рассказ с видео. Мы видим очень интересный процесс сбора вереска и не менее интересный процесс настаивания горячего сусла на вереске до начала брожения. Сюжет снят ещё на старой Маклаевской пивоварне (Maclay's brewery).


Напомню: современная легенда, изложенная на сайте, гласит, что как-то раз в магазин домашнего пива, принадлежащей семье Вилльямсов (Williams) пришла женщина гэльского происхождения и принесла им рецепт 17 века вереского эля «Leanne Fraoch». Но если мы посмотрим на этикетку, то рецепт датируется уже 16 веком. Путаница начинается уже тут.
Прекрасно, что ребята стремились создать что-то историческое. Но всё же попытаемся разобраться в реальной истории верескового мёда. Наши (ну, мои, по крайней мере) знания о нём до недавнего времени ограничивались лишь стихотворением 1880 года Роберта Льюиса Стивенсона и авторским переводом Самуила Яковлевича Маршака. В стихотворении переложена легенда о завоевателе пиктов неком шотландском короле по имени Кеннет МакАльпин (по-английски Kenneth MacAlpin, по-кельтски Cináed mac Ailpín, на современном гэльском Coinneach mac Ailpein). И тут перед нами возникает сразу две загадки, которые тащат за собой десятки других вопросов.

Первая. А что за мистический народ пикты? И какое отношение они имеют к шотландской традиции приготовления верескового мёда (или эля)?
Многие источники утверждают, что пикты – это были кельтские племена, но вероятней всего они перестали быть ими не позднее первого тысячелетия до нашей эры. Пути кельтов и пиктов разошлись. Эта версия самая распространённая, поэтому во многих исторических кинолентах кельтов показывают с загадочными татуировками на лицах (Picti — «раскрашенные»), хотя раскрашивали лица именно пикты, а не кельты вообще.
Кто-то утверждает, что пикты – это иберийцы (иберы). Именно так считал Юлий Цезарь. Кто-то утверждает, что пикты – эта были баскоязычные народы, гасконская ветвь.
И ещё одна гипотеза утверждает, что пикты говорили на суржике из двух языков – кельтском и каком-то мёртвом ритуальном неиндоевропейского происхождения.
В любом случае доподлинно неизвестно, на каком именно языке говорили пикты, но явно не на шотландском.
Если никто не знает, на каком языке говорили пикты, то отчего утраченный рецепт был переведён неизвестной нам женщиной с кельтского языка?
Если шотландцы истребили всех пиктов, а легенда гласит, что секрет верескового мёда так и не был выдан, то как рецепт попал к старушке?
И если пикты были истреблены шотландцами, то почему братья Вильямсы называют свой напиток исторически шотландским и собирают вереск нарочито в шотландских килтах? Это странно.

Древний тартан Клана МакАльпинов


Вторая. А были ли завоёваны пикты шотландцами и тем более истреблены ими?
Даже при очень поверхностном изучении исторического контекста можно узнать, что Кеннет I МакАльпин был сыном Альпина II МакЭохайда (Alpin mac Echdach) , правителя гэльского королевства Дал Риада (Dál Riata) и пиктской принцессы (!!!). Тут следует отметить, что у пиктов трон передавался по женской линии. Дал Риада занимала западное побережье современной Шотландии и север Ирландии. А пикты жили на северо-востоке.
Мог ли истребить народ пиктов король наполовину кельт – наполовину пикт? Мне отчего-то кажется, что вряд ли. Хотя история знает куда более жестокие повороты.
В 841 году Кеннет I МакАльпин стал королём Дал Риады. За два года до этого в 839 году соседнее пиктское королевство Fortriu постигла серьёзная утрата – была прервана линия правителей, находящихся у власти в течение четырёх поколений, в сражении с викингами погиб король Эоган МакАнгус (Eóganan mac Óengusa или Uen son of Óengus of Fortriu). Тогда пикты потерпели сокрушительное поражение, в битве были убиты также младший брат Эогана Бран (Bran) и многие другие знатные вожди. Гибель Эогана послужила причиной для череды раздоров среди пиктов и способствовало приходу к власти Кеннета МакАльпина, который и объединил два государства Dál Riata и Fortriu в одно под названием Альба (Alba). Разумеется, ему пришлось бороться за пиктский трон и c другими претендентами, но он массово не уничтожал пиктов. Об этом нет никаких серьёзных исторических доказательств.
Кеннет I cтал носить титул «Righ nan Albannach» (король Альбы). Хотя этот факт подвергается сомнению. Некоторые историки утверждают, что королём Альбы стал называться только внук Кеннета Дональд II (Domnall mac Causantín).
Но никто и никогда не называл Кеннет I МакАльпина королём скоттов, галлов или кельтов. Он умер от опухоли 13 февраля 858 года как король пиктов. И династия Макальпинов носила титул королей пиктов до конца IX-го столетия.
Очевидно, что пикты, смешавшись с кельтами из Дал Риады, ассимилировались в них, положив тем самым начало прото-шотландцам.

Легенда о жестоком шотландском короле - явное преувеличение. Собственно, не было столь безжалостного завоевания, а было объединение двух близких королевств, а стало быть, не было тайны верескового мёда, утраченного вместе с гибелью последнего пикта. Поэтому не может существовать в принципе женщины, почему-то хранившей в секрете какой-то древний рецепт, написанный при этом на кельтском.

Теперь обратим наш взор на то, как называлось это пиво. Оказывается, названий для него два и оба на гэльском (кельтском): beoir Lochlannach и leann Fraoigh. Последнее как раз и используется у братьев Вильямсов и означает дословно вересковый эль. Вeoir Lochlannach относится больше к ирландским кельтам и свидетельствует также о пиктском влиянии на «Зелёном острове». Благодаря королевству Альба некоторые пиктские племена стали жить и в Ирландии, на территории современного Ольстера и тогдашней Дал Риады. Но вполне возможно, пикты жили там задолго до образования Альбы, что может свидетельствовать о взаимопроникновении культур. Ирландцы называли пиктов словом «Priten» или «Pryden», а соседний остров, откуда они вышли родом «Prydain», отсюда и этимология слова Британия.

Так вот, в Ирландии собрано около двухсот сказок про утрату рецепта верескового мёда, только в качестве пиктов выступают… викинги. Об этом пишет в свой статье «Heather ale: Scots or Irish?» известный «зитофил» Мартин Корнелл (Martin Cornell). Легенды и сказки восходят к битве у Клонтарфа (Clontarf), что рядом с Дублином (по-ирландски эту битву называют «Cath Chluain Tarbh»), произошедшую 23 апреля 1014 года. Эта битва преподносится, как победа ирландцев под предводительством верховного короля над иностранным вторжением викингов, хотя это было не совсем так. Брайан Бору МакКеннеди (Brian Boru mac Cennétig) стал называть себя верховным королём (high king) Ирландии в 1002 году, поскольку стал контролировать большую часть острова. Но король Лейнстера (Leinster) по имени Máel Mórda mac Murchada был другого мнения. Озвучил он его восстанием в 1012 году, и к его ирландскому войску примкнули дублинские викинги (а в Дублин вместе с Данелагом в Британии основали датские викинги ещё в середине IX века), викинги с Оркнейских островов, а также с остова Мэн. К этим объединённым силам подтянулись ирландцы из Ольстера. Иными словами верховной власти Брайана Бору воспротивились местные ирландцы (кельты, скотты, даны и др.). А вот Брайан Бору использовал в своих войсках пришлых наёмников-викингов. Но это, в общем-то, не имеет значения. Не смотря на то, что сам Брайан Бору был убит в сражении, захватчики, т.е. дублинские викинги были разгромлены.

Ирландско-скандинавская версия об утрате тайны выглядит гораздо правдоподобней, поскольку военный конфликт был реальным, и в битве при Клонтарфе погибло не менее 6000 викингов, сражавшихся на стороне повстанцев против армии Брайана Бору. Дублинские викинги и выполняют роль пиктов в аналогичной сказке про вересковый мёд (эль?). Называется он «bheóir Lochlannach». Словом «Lochlann» ирландцы называли викингов. Поэтому словосочетание «bheóir Lochlannach» переводили всегда, как «пиво викингов». Но тут Мартин усматривает интересную особенность. Дело в том, что пиво или эль по-ирландски называли cuirm или lionn. А слово «beóir» возможно происходит от старо-норвежского «bjórr», созвучного старо-английскому «beór», означающих «ложных друзей», а вовсе не пиво. Версию о том, что слово не имеет отношение ни к пиву, ни к другим напиткам из солода, подтверждают англо-саксонские источники 10 века определяющие «bheóir» как эквивалент слову «ydromellum», гидромелю или мёду. Очевидно, «bheóir Lochlannach» был именно медовым напитком, настоянным на вереске, или просто сделанным из мёда, собранного пчёлами с вересковых пустошей.
Не стоит забывать, что вереск даёт очень хороший осенний медонос, когда отцвели другие медоносы. Мёдопродуктивность 60—100 кг/га, одна пчелиная семья может собрать 8—25 кг. Мёд получается густой, ароматный и терпкий от тёмно-жёлтого до красно-бурого цветов.

Волне возможно, что перевод Самуила Яковлевича Маршака не был случайным. А если следовать этой логике, то Fraoch Heather ale от Williams Bros. не является аутентичным.

Самое время вспомнить четверостишья:

From the bonny bells of heather,
They brewed a drink long syne,
Was sweeter far than honey,
Was stronger far than wine.

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.


Слаще мёда! Но была ли ирландская версия «bheóir Lochlannach» с вереском?

Тут Мартин ссылается на статью Джона Лока (John Locke) в Ольстерском журнале археологии (Ulster Journal of Archaeology) за 1859 год. Статья называется «On the heath-beer of the ancient Scandinavians» («О вересковом пиве древних скандинавов»). Я её также нашёл и привожу небольшой отрывок из неё:


«The invaders used an inebriating liquor the mode of manufacturing which was studiously concealed from the natives. Thus goes the legend as narrated to me by a peasant on the lands of Rughelmore in Kerry where I observed the remains of one of the Danish brewing vats in May 1847. The secret ultimately rested after the decisive battle of Clontarf, with three surviving Danes a father and two sons. The father being threatened with torture to compel him to divulge, replied that his sons would kill him if he did so; that obstacle was effectually removed by the execution of his sons and then the father exclaimed – “Now my purpose is accomplished; youth might have yielded to the fear of death, and played the traitor, but age has no such terror,” and so heroically suffered death; the secret of making the heath beer perishing with him.»

«Захватчики (Захватчикам называют датских викингов, отсроивших Дублин и проживших в этой местности свыше 150 лет, т.е. где-то 4-5 поколений. - прим. Ю.К.) использовали способ изготовления напитка, который был тщательно скрыт от местных. Из этого идет легенда, которую рассказал мне крестьянин на землях Ругельмора в Керри, где я исследовал останки одного из датских пивоваренных котлов в мае 1847 года. Секрет (приготовления мёда) в конечном счете остался после решающей битвы при Клонтарфе у трёх выживших датчан: отца и двух его сыновей. Отцу угрожали пытками, чтобы заставить его разгласить тайну, он ответил, что его сыновья убьют его, если он сделает это. Поэтому чтобы препятствие было действенно устранено, его сыновей тут же казнили. А затем отец воскликнул: «Теперь моя цель достигнута: молодежь, возможно, поддалась бы страху смерти и стала бы на путь предательства, но возраст не имеет такого страха», и героически принял смерть, а секрет изготовления верескового пива погиб вместе с ним.»

Занятно, но легенда эта появилась напечатанной в журнале раньше, чем стих Стивенсона. В любом случае шотландцы не были единственными, кто варил вересковое пиво (или мёд).
Обратимся к этикетке. «Шотландский народный эль» и историю пиктов мы пропускаем и дочитываем до фразы «Этот эль произведён по шотландско-гэльскому рецепту 16 века…» В общем, осталось найти это рецепт и поставить точку. А заодно будет повод выпить пиво ещё раз.


Впервые я пиво попробовал в Берлине на фестивале и купил по случаю рог, по которым его разливали. Сейчас передо мой бутылка этого эля, сваренного уже на новой пивоварне. Аромат очень интенсивный: травяной, цветочный, горький (если ароматы могут быть горькими), и что-то табачное на излёте маячит откровенно.
Сладкое вступление, но вовсе не медовое, вовсе не «sweeter far than honey», очень быстро улетучивается под натиском маслянистого травяного вкуса, получается достаточно сухое и горькое сочетание, словно крепкий-крепкий зелёный крупно листовой чай. Ощущение необычное. В середине появляются земельные и лёгкие торфяные тона, видимо, вереск в себя всё-таки впитывает часть почвы, передавая потом оттенки пиву. В послевкусии эта горчинка усиливается, но это не хопхедовская тема. Отнюдь. Так как апфельвайновская сладость тут тоже есть. Нечто яблочное пряное зримо присутствует.

В очередной раз могу сказать, что великое пиво не нуждается в сказках!

Представления: 4974

Теги: Fraoch Heather Ale, Williams Bros Brewing Company, Williams Bros., Великобритания, Вересковый мёд

Комментарий от: Maxim Ilyin, Март 1, 2011 в 1:58am
Замечательная "разгромная" статья за сказку. Очень хорошо. Честно
Комментарий от: Юрий Катунин, Март 1, 2011 в 9:46am
Да, ладно, разгромная... Просто всегда хочется разобраться в историчности сорта, если он таковым называется. А получается, что вся историчность - это стих Стивенсона.
Комментарий от: Zheka, Март 1, 2011 в 10:25am
Ну все исторические сорта - это в общем некоего рода приближения
Комментарий от: Юрий Катунин, Март 1, 2011 в 11:15am

Женя, безусловно!

Но если Рон Паттинсон находит старый рецепт в фолиантах и по нему делается пиво, то именно оно имеет больше прав называться историческим:


чем то, котоое просто так названо. Для чего нужны легенды про бабушек с рецептами 16 (или 17-го?) века для мини-пивоваров, производящих и без того легендарное пиво, - вопрос риторический.
Комментарий от: Kastytis Orlauskas, Март 1, 2011 в 12:21pm
Вроде сам Конан был пиктом...
Комментарий от: Юрий Катунин, Март 1, 2011 в 1:30pm

Конан был и остаётся австрийцем :-)

Комментарий от: Kastytis Orlauskas, Март 1, 2011 в 1:33pm
...  а потом пиво его сделало терминатором-губернатором :)
Комментарий от: Дмитрий, Март 1, 2011 в 1:53pm

Очень хочу попробовать past masters xx  fuller's :)

Вот только не понял, будут ли его продавать в пабах, или только в фирменном магазине.

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 1, 2011 в 1:56pm

Ну, в наших пабах-то точно не будут. Хотя... кто знает?

Комментарий от: Demetrius, Март 1, 2011 в 2:14pm

Ну рецепт Паттисона не помешал Фуллерсу окрестить Past Masters "не теми" иксами.

А по-поводу традиции верескового эля/мёда, я бы так сильно не привязывался к легенде, потому как она не ограничивается британскими островами. Те же мотивы есть и на континенте, вспомнить хотя бы Нибелунгов. Да и рецепт единый вряд ли мог существовать. Из того что мы имеем сейчас по вереску, там были разные вариации: и эль, и мёд, и медовый эль, и безалкогольный напиток. Что из этого "правильно" - одному богу известно.

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования