Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Книга Макса Нельсона "The barbarian’s beverage: a history of beer in ancient Europe". Часть 1

Почитываю очередную книжку, на этот раз с историческим уклоном. Оригинал "рецензии", как обычно, у меня в Жиже

Макс Нельсон
Напиток варваров: история пива в Древней Европе

  Знакомьтесь, Макс Нельсон — доктор философии, профессор Виндзорского Университета. Область научно-исследовательской деятельности: Древний Рим, магия античности, ништяки античности (жрачка, бухло, секес и азартные игрища древних). Данная книжка является адаптацией его докторского диссера для быдла широкого круга читателей. Максу надоело выслушивать, что пиво изобрели где-то далеко-далеко на востоке в этих ваших Египто-Месопотамиях. И он решил забацать свою древнейшую историю пива, с блэкджеком и шлюхами упором на изобретение пива на Европейском континенте.

1. Введение

Прежде всего следует определиться с терминами. В древности не особо заморачивались ГОСТами на пиво, вино и прочее. Так что Макс предлагает деление алкогольных напитков по используемым сахарам — сахарозное бухло, глюкозо-фруктозное бухло, мальтозное бухло и лактозное бухло. Пиво — это соответственно мальтозно-бродящий напиток. Как будет показано дальше, древнеевропейская выпивка не особо хочет влезать даже в такие широкие пределы, ибо древние европуасы зачастую использовали для своих зелий одновременно и зернобобовые, и мед, и ягоды с грибами и молочком. Нет, количество алкогольных напитков было конечно меньше, чем сейчас (дистилляция была известна в античности, но вот для производства бухла ее как-то не особо использовали). Но древние пивовары не были зажаты техусловиями, санэпином и прочими благами цивилизации, так что экспериментировали на потребителях они много и с удовольствием.

На востоке пиво вышло из солодового хлеба, тогда как такие процессы, как затирание и кипячение сусла с хмелем — чисто европейское изобретение. Правда, хмель в пивоварении — относительный новичок, и особых доказательств его использования в пиве до IX века н.э. нет.

Говоря о истории пива, необходимо принимать в расчет не только сам напиток и технологии его производства, но и социальные условия, в которых происходило его существование на том или ином отрезке времени. Любой народ имеет свою систему маркеров опознавания «свой-чужой», позволяющий идентифицировать себя и окружающих. Еда и выпивка — одни из самых распространенных маркеров. Перефразируя, «ты то, что ты пьешь». Обычаи пития алкоголя различаются у разных народов, и в описании народов у многих древних авторов процесс еды и питья занимал ключевое место. Как пример — труд автора III века н.э. Athenaeus'а «Deipnosophists».

К сожалению, письменных источников о пивных обычаях древнейших европейцев практически нет. А те, которые есть, оставлены нациями, относившимися к пиву с прохладцей и даже с презрением — греками и римлянами. Сами же пивопийцы не пишут о себе ничего до V века н.э., когда германские племена натянули Рим и пиво начало потихоньку выходить из тени. Но греко-римское пивное проклятие еще долго давало о себе знать, и пиво считали напитком второго сорта по отношению к вину. Вообще, забавно, из множества древних цивилизаций, занимавшихся возделыванием зерновых, только греко-римляне имели аллергию на пиво, остальные шумеро-персо-китайцы с удовольствием его пили.

Исследование пивоварения в Древней Европе в современной исторической мысли — практически непаханное поле. Если по истории пивоварения в Древнем Египте и Месопотамии написано немало неплохих книг, то с Европой все гораздо печальнее. Все работы в этой области опираются на несколько замусоленных до дыр источников, причем историчность многих этих источников, мягко говоря, под вопросом. Макс дает обзор этих трудов, всяких «De cervisiis potibusque et ebriaminibus extra vinum aliis commentarius», OINOΣ KPIΘINOΣ и прочих.

2. Пиво на Востоке и на Западе

Несмотря на нелюбовь автора к истории пива на Ближнем Востоке, он тем не менее приводит ключевые исследования, позволяющие говорить об изобретении пива в Египте и Месопотамии в IV-III тысячелетии до н.э. С пивом ведь какая петрушка — его тяжеловато так вот взять и открыть. Это вам не наесться забродивших фруктов или не напиться разведенного водой меда, оставленного невзначай на денек-другой в тепле. И на утро после похмелья сказать: «Вау! Эврика!!» Злаки можно настаивать в воде хоть до второго пришествия — опьяняющего эффекта добиться не удастся — в них почти нет растворимых и сбраживаемых сахаров. Обычно считают, что процесс соложения был открыт и применен впервые для приготовления более вкусного и питательного хлеба, а не пива. А уж потом из замоченного хлеба неожиданно получили пиво. Такая теория предполагает, что для изобретения пива необходимым условием стало культивирование злаковых, т.е. переход от собирательства вершков-корешков к землепашеству и скотоложеству.

Но тут есть тонкий для автора момент — нет никаких свидетельств, что в III тысячелетии до н.э. и ранее в Европе выращивали злаковые. Но Макс делает финт ушами и предполагает, что обезьяны таки могут набить на печатных машинках Гамлета. Суть такова: однажды в студеную зимнюю дождливую пору зерно (которое то ли само осыпалось, то ли плохо было заныкано собирателем) замокло и проросло. Потом ВНЕЗАПНО ударила жара и высушила появившиеся ростки. Потом, опять ВНЕЗАПНО, снова пошли дожди, залили пророщенные зерна, затем набижали дикие дрожжи и начался процесс брожения. Затем к лужице (ВНЕЗАПНО, чего уж там) подошел древнеевропейский Иванушка и напился, и стал на некоторое время козленочком. Ивану эффект от такой водички понравился, и он потырил рецепт пива у матушки-природы. На мой взгляд, весьма натянутая теория. Но автор настаивает, что пиво в Европе было изобретено совершенно независимо от прадедов Хусейнов.

Но теории — теориями, а в Северной Европе (Шотландия, Германия, Дания) тем не менее были во многих местах обнаружены черепки эпохи неолита и бронзового века с весьма необычными растительными остатками. Кроме остатков зерновых, в них были обнаружены такие растения, как таволга и белена. Находились плошки и с другими ингредиентами, добавленными к зерну - мёд, брусники всякие, а также вереск, восковник, королевский папоротник и ряд других. На черепках были также обнаружены оксалаты — косвенное доказательство того, что в них было пиво. Также эти плошки идентифицируются по своей форме археологами как посуда для битья питья, так что в древние времена в Европе, по видимому было пиво. А также гибриды — результаты одновременного брожения злаковых, фруктов-ягод и меда. Что касается травок разных, то они использовались для повышения срока хранения и с целью полечиться. Даже с беленой нельзя быть уверенным в том, что она использовалась как психоделик — в источниках гораздо более позднего времени белена предлагается как средство от бессонницы. Правда, с такими травками чуток ошибешься с дозой — и отправишься не к Морфею, а к Аиду.

Последние находки в Южной Европе подтверждают, что древние тех мест пили напитки, схожие с северными. Практически стопудово, что догреческие обитатели Крита минойцы делали бражку из ячменя. Письменных подтверждений этому нет, минойские таблички толком не расшифрованы. Артур Эванс, первый исследователь минойской культуры, изначально предполагал, что совместно употребленные идиограммы предположительно злака и чаши обозначают пиво, но в дальнейшем эта теория была отброшена в пользу оливкового масла. Но на Крите найдено ряд посудин, датируемых от 2200 г. до н.э. с остатками ячменной субстанции в них. Также на паре сосудов при некой фантазии можно усмотреть рельефные изображения ячменя и овса, использованных в пивоварении. В других находятся следы уже упоминавшегося гибрида — мед, фрукты, ячмень. С другой стороны, подобный напиток, упоминаемый Гомером, мог быть просто вином, приправленный медом и ячменной мукой чисто для питательности.

В XV веке на Крит набижали греки (конкретно микенцы) и с той поры на табличках Крита начинает усиленно упоминаться вино. С теми табличками есть еще один интересный факт — Дионис, бог пьянства, упоминается в них не только в связи с вином, но и с медом. Так что можно предположить, что в те времена божество считали изобретателем не только вина, но и мёда, а возможно, и пива. Само греческое слово «опьянение» (methu) вероятно, произошло от мёда. Кстати, письменные упоминания о том, что греки изначально пили мёд, встречаются у местных авторов, но совершенно непонятно, с какого перепугу греки перестали употреблять медовуху. Как бы то ни было, предвзятое отношение к пиву началось у греков с микенской эпохи, а в архаичную и классическую эпохи греки пива не пили вовсе, зная о нем лишь от окружавших их народов. Этими «пивными варварами» были фракийские, пеонские, фригийские племена, а позже египтяне.

Первое письменное упоминание пива в настоящее время принадлежит поэту Архилоху с маленького острова Парос, который в VII веке до н.э. очень творчески сравнил питие пива (brutos) через трубочку с минетом. Вообще связь бухла и секса всплыла гораздо раньше — на одной из порнокартинок Месопотамии мужик имеет бабу раком, в то время как она пьет что-то через трубочку. Шумеры использовали соломинки, металлические трубочки, маленькие трубчатые кости для мастурбации фильтрации пива при потреблении. И хотя ничего подобного во Фракии и Фригии обнаружено не было, но сосуды с узким носиком там находили, хотя они и относились к более поздней эпохе. А в столице Фригии, Гордионе, археологи нашли ведеркообразные сосуды с остатками меда, винограда и ячменя (привет древней Северной Европе и Криту), датируемые эпохой легендарного Мидаса. Ведра были со встроенными головами морской собаки барана (см. ниже) и льва (см. обложку книги).

Возвращаясь к сосанию членов пива через трубочку. Эта практика была распространена не только в Месопотамии на востоке и Фракии&Фригии на западе, но и посередине, в Армении. Афинский военачальник и по совместительству историк Ксенофон, побывавший в Армении в 400 г.д.н.э. с целью нанесения армянам демократических ценностей, очень лестно отозвался о местном «ячменном вине». Это вообще чуть ли не первый случай, когда грек отозвался о пиве хорошо.

Возможно, фракийцы и позаимствовали многие свои пивные традиции у месопотамов, но само слово brutos имеет индоевропейские корни, от которых пошло множество слов, в том числе brew, broth и bread. Буквальное значение - «то, что сварено-заварено». Греческие авторы, кроме ячменного пива, упоминают пиво из ржи, проса и, возможно, риса.

Хотя первое упоминание пива греками и связано с их северными соседями фракийцами, позже у греков выработалась другая ассоциация на слово «пиво» - Египет. Вообще, слово-то уже было другим — zuthos. Но о лингвистике чуть позже (тем более что в первых греческих упоминаниях египетское пиво никаким особым словом не обозначалось), а сейчас чуть забавностей. Упоминания о египетском «ячменном вине», сделанные рядом греческих историков, в том числе отцом истории Геродотом, позволяют предположить, что это пиво использовалось в качестве лекарства. Но не просто лекарства, а слабительного. Египтяне, по словам греков, вообще любили очищение по Малахову подристать и пользовались аутентичными пургенами часто и с удовольствием. Так что напиток из воды и злаков вполне мог нести не опьяняющую, а очищающую роль. Живительная клизма, так сказать. Это и древние евреи подтверждают.

Возвращаясь к слову zuthos. Слово-то не египетское, а вполне себе греческое, от корня zeo (кипеть, пениться), от которого и слово zume (дрожжи) пошло. Означает «то, что сброжено». Похожая петрушка и у римлян, у них тоже fervere (кипеть) породило fermentum (перевод не нужен). Макс утверждает, что разница между brutos и zuthos — не только в разных народах, их потреблявших, а и в принципиально разных технологиях. Фракийцы типа свое пиво делали из помолотого солода, тогда как египтяне из солода сначала пекли караваи, а уж их измельчали и сбраживали. Всякие картинки в пирамидах и гимн богине пива Нинкасиське подтверждают тесную связь булочников и пивоваров. Однако, анализ мумифицированных остатков древнеегипетского пива позволяет предположить, что в его состав входили как запеченные составляющие (из хлеба), так и не подвергавшиеся воздействию высоких температур (смолотый солод и несоложенка). Так что, может египтяне и варили пиво, а не готовили его исключительно замачиванием хлебушка. А древнеегипетский пургеноквас вполне благополучно дожил в Египте до настоящих дней и называется бузой.

3. Отчего греки пиво не любили

Первая часть главы — весьма мозголомное копание Макса в источниках, где впервые высказывается пренебрежительное отношение греков к пиву. Стержень этих изысканий — трагедия Эсхила «Ликургия», посвященная неравной борьбе фракийского вождя и пивного воена Ликурга против божества вина Диониса и его сторонников. Борьба закончилась фэйлом для вождя, и автор кропотливо разбирает варианты легенды, по крупицам собирая доказательства, что Ликург, уничтожающий виноградную лозу — не предтеча Горбачева, а просто конкурент Диониса, стремившийся заменить вино на пиво. В этом же ключе Макс рассматривает историю фивского царя Пенфея, которого за отказ поклоняться Дионису слегка разорвали на части вакханки во главе с матерью царя. Тут доказательств связи с пивом считай нет, но Нельсон таки связывает Пенфея с пивом, поскольку в Фивах мол находили плошки с пивными остатками.

N.B.: Очень странно, что писатель не прошелся еще и по Персею, который тоже воевал с Дионисом, и, по одному из вариантов жития, даже умертвил его жену Андромеду (ту самую сестричку Минотавра, которую до этого юзал Тесей).

Да и в самой «Ликургии» не так уж много упоминаний о пиве, хотя да, именно там впервые заявляется, что пиво не для трушных мужиков, а для женовидных чмырей. Позднее греки не всегда соглашались с Эсхилом в его тезисе о том, что Дионис — божество исключительно винное. Одни считали, что в холодных странах из-за климата Вакх просто не справился с выращиванием винограда за Полярным Кругом и поэтому подарил варварам пиво. Другие полагали, что варвары чем-то обидели Диониса и он проклял их земли, и они из-за этого не в состоянии растить лозу и вынужденны давиться ячменным пойлом в качестве наказания.

Уже во времена Архилоха фракийцы потребляли вино, а не только пиво и поклонялись Дионису. В дальнейшем культ вина укрепился еще больше. Макс пытается выяснить, были ли они Дионис и фракийский бог Сабадзий суть одним и тем же, и кто был первее. Ну и доказать наконец, что Сабаздий (и Дионис через него) был богом пива. Дионис, Дионис, Дионис — сотни источников и авторов мелькают перед глазами, но читателю тем не менее не особо понятно, с чего это греки решили, что вино делает мужчину сильным, а пиво — слабым. Ну да, бог врачеваний Асклепий лечил страдающих от пивного алкоголизма женщин (фракийских?). Ну да, «пиво не достойно даже быть пойлом свиней». Но ПОЧЕМУ?

Ответу на этот вопрос и посвящена вторая половина главы. В трудах отца медицины Гиппократа нет упоминаний о пиве, хотя опьяняющие эффекты от других напитков описаны. Но Гиппократ озвучивает теорию, которая возможно объясняет отношение греков к пиву. Жизненные силы человека можно, по Гиппократу, разделить на четыре компонента — Жар, Холод, Сухость и Влажность. И продукты питания делятся на те же четыре типа, и при составлении диеты необходимо соблюдать сочетаемость человека и продукта. А мужчины суть более жаркие создания, тогда как женщины — холодные. Позднейшие источники четко относят вино к жарким продуктам, а пиво — к холодным. Соответственно, пиво и стало ассоциироваться с женственностью женовидностью, а вино — с мужественностью. А что ж греки уплетали кашки и хлеб из зерна и не жаловались на женские гормоны в них? А дело в том, что по этой теории зерно (изначально продукт холодной категории) в процессе варения каши и печения хлеба переходил в горячую категорию, а пиво оставалось в холодной. (N.B.: Хех, интересная теория. А египетское пиво из хлеба видимо обратно трансмутировало в холодный продукт.)

Идея-то может озвучена впервые и Гиппократом, но вполне вероятно, что она зародилась в греческом обществе задолго до этого. Позже Аристотель в своем Symposium развивает мысль о разной природе винного и пивного опьянения. Мол, вино делает голову горячей, а пиво ударяет в задницу и отупляет. Вообще, греки слабо представляли общую природу опьяняющего действия напитков брожения, у них и слова-то отдельного для него не было, а слово «опьянение» относилось и к бухлу, и к наркоте с куревом. Аристотель, кстати, обозначает пиво словом pinon от глагола pino (пить). Вполне вероятно, что славянское «пиво» имеет те же корни.

Вообще, Аристотель сам путается в показаниях описаниях различий опьяняющего эффекта от пива и вина, хотя может это дальнейшие его толкователи творчески переосмыслили наследие. Греки не только не понимали единую сущность опьяняющего эффекта вина и пива, а именно алкоголь, но и не представляли единую сущность процесса брожения у этих двух напитков. С их точки зрения процесс создания вина (с его легкосбраживаемыми сахарами и дрожжами на кожуре виноградин) естественный и природный процесс. А создание пива с его проращиванием и последующим убийством зерен, с внесением какой-то непонятной дрожжевой закваски (без которого нормальное пиво не получится), которая сама по себе продукт распада — это редкое извращение, противное матушке-природе. Эта мысль переходит от греков к римлянам, ее мы обнаруживаем в трудах Плутарха. Пиво дважды мертво — как продукт убийства зерна и как результат действия субстанции распада — дрожжей. (N.B.: На то, что в процессе хлебопечения в принципе происходит то же самое, грекоримляне умудрялись как-то закрывать глаза. Видимо, без пива-то можно было обойтись, а без хлебушка — проблематично.)

Вот так вот, с помощью псевдонаучных теорий, в античной Греции и сформировалась пивофобия.

4. Две идеологии пития в Древней Европе

Разделение культуры пития велось не только на границе пиво-вино, которая описана в предыдущей главе. Водораздел также шел, согласуясь с понятиями «умеренность» и «ограничение». Наиболее ясно эту грань можно проследить в трудах Платона, когда он сравнивает невоздержанность в бухле у скифов, персов и фракийцев, с законопослушной воздержанностью афинян (или греков вообще, с их строго-регламентируемыми симпозиумами и прочим). Про обычай греков разбавлять вино водой в соотношении чуть ли не один к десяти и говорить не приходится. Греки полагали, что диким варварам для доказательства своего мужественного статуса положено много жрат и пит. Последующие главы покажут нам, что греки были в чем-то и правы. Платон полагал, что климат влияет на характер человека, поэтому северяне храбрые, но тупые, южане умные, но трусоватые, а греки, что посередине, такие идеальные. Короче, грекам повезло с местом обитания, поэтому они такие тупые и трусливые умные и красивые.

Климат определяет не только особенности пития, но и сам продукт потребления. С Египтом все сложнее. В дельте Нила можно было выращивать виноград (и он выращивался). Но египтяне все равно пили в основном пиво. Греки просто не могли поверить, что можно пить пиво, если можно выращивать виноград и хлестать вино, как нормальные люди. Поэтому греки предпочитали считать, что виноград в Египте выращивать нельзя. И вообще, египтяне ипанутый народ, у них бабы ссут стоя, а мужики сидя.

Скифы (народ, живший в северном Причерноморье) упоминается еще Гомером. По греческим источникам, они любили много выпить, причем выпить молочка. Естественно не свежего, а перебродившего. И вообще скифы научили спартанцев мерзкому обычаю пить неразбавленное вино. И вообще «пить как скиф» у греков означало напиться до чертиков и белочек. Несмотря на любовь скифов к вину, сами они его не делали, закупаясь им у греков. Однако и своего кумыса, и греческого вина им было мало, и они баловались коноплей. Правда, наивные древние греки так и не догадались за сотни лет, что с каннабиса можно получить не только канаты, и думали, что скифы с помощью баньки с коноплей очищают свое тело. И только во втором веке нашей эры до них доперло, что скифы нюхают свои травки отнюдь не для очищения тела.

Вообще странно, греки были знакомы с растительными наркотиками, но как-то у них особого распространение они не получили, а юзались в основном как лекарства. Но после второго века «веселая трава» вошла в обиход, в том числе и как добавка к вину. А что касается скифов, то и конопли им тоже было мало, и они пили напитки и из перебродивших ягод, и из пшеницы. А может это был один напиток, который Вергилий называет cervesia (а это изначально не просто пиво, а пиво с ягодами). Римские источники также докладывают, что скифы пили также мед и просяное пиво. Прям бездонные глотки были эти скифы, что жили севернее Черного моря в северном Причерноморье.

Итак, на рубеже новой эры мы имеем две сформировавшиеся идеологии потребления алкоголя: вдумчивое и умеренное распитие греками и римлянами илитного алкоголя (вина) и бухание в больших количествах самого разнообразного бухла варварами. И хотя греческий идеал винопития зачастую на практике не соблюдался и самими греками и римлянами, их идея разделения опьяняющих напитков на годные и не очень возродилась у кельтов, больших любителей пива.

Окончание>>

Представления: 469

Теги: Nelson, история, книга

Комментарий от: Иван Белецкий, Март 28, 2013 в 11:21pm

"севернее Черного моря"

вообще скорее "в северном причерноморье". т.е. нынешний краснодарский край это не то чтобы севернее черного моря, а они там жили в том числе )

Комментарий от: KazuAle, Март 29, 2013 в 12:06am
Спасибо. Конечно, Северное Причерноморье - правильный вариант перевода)) Доберусь до компа - исправлю. (Но Саша Мак вроде со скифами воевал слегка южнее Арала? Так что загадочные они были)
Комментарий от: Иван Белецкий, Март 29, 2013 в 9:44am

а они много где жили, и там была куча племен, и вообще толком ничего про них не ясно )))

Комментарий от: alex_leit, Март 31, 2013 в 12:39pm

Вообще отношение греков к пиву в лице Аристотеля и прочих зело напоминает Звагельского и заставляет задуматься об экономических причинах такой травли - ну мол, чтобы виноградники себя окупали, да и зерно как еду использовали, а не как питие богопротивное %) Ну и цены держать на элитный алкоголь :)

Комментарий от: KazuAle, Март 31, 2013 в 12:53pm
alex_leit, тссссс... А то Фридрихович увидит, что его сравнивают с древними греками, обидится, по судам затаскает ±]

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования