Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Талмуд о хмеле в пиве. Правда и вымысел.

И вот ещё одна цитата, копипастно разлетевшаяся по всему Интернету. Я не стану выяснять, кто же был первым автором этих строк у нас, скажу только, что они просто изобилуют мифами. Звучит эта фраза следующим образом:
«В еврейских талмудических комментариях к Библии говорится, что евреи, которые находились плену в Вавилоне, спасались от проказы (лепры) и не болели этой болезнью только потому, что употребляли изготовленное из хмеля пиво. Еще до начала нашей эры пиво из хмеля было популярным напитком у многих племен».
Нечто подобное перманентно встречается и в англоязычных изданиях и сайтах – «The first written account of the use of hops in beer was by the Jews during their captivity in Babylon» или «Jewish exiles in captivity in Babylon (in 597 BC) drank hopped ale as a defence against leprosy».
А началось всё с книги Джона Бикердайка (John Bickerdyke) «The Curiosities of Ale & Beer. An Entertaining History» («Любопытное об эле и пиве. Развлекательная история», 1889 г., Лондон, издательство «Swan Sonnenschein & Co.), где он на 26 странице поместил следующий текст:
«In support of the theory that beer was known amongst the Jews, may be mentioned the Rabbinical tradition that the Jews were free from leprosy during the captivity in Babylon by reason of their drinking "siceram veprium, id est, ex lupults confectam”, or sicera made with hops, which one would think could be no other than bitter beer».

Всё это, конечно же, чушь, основанная не только на ошибках в переводе, но и на пробелах в знаниях истории. Если евреи и Вавилон, то непременно должен быть Вавилонский плен?
Давайте попытаемся разобраться.

Начнём, наверное, с того, что выясним, когда был вавилонский плен, а когда был написан Талмуд, ибо путаница начинается уже здесь. Так вот, годом начала Вавилонского плена считается 597 год до нашей эры, когда после захвата Иерусалима Навуходоносор II пленил и вместе с иудейской знатью увёз в Вавилон царя Иехонию, сына убитого Навуходоносором Иоакима. Массовые депортации евреев в Вавилон начались после очередного анти-вавилонского восстания в Иудее и вследствие чего и в качестве мести разрушения Первого Храма Навуходоносором. Иерусалим был сожжён, его стены срыты, а уцелевшие после штурма жители Иудеи были угнаны в рабство.
Именно в этот момент, перед разрушением Иерусалимского Храма и пропал Ковчег Завета с каменными скрижалями, на которых Бог собственным перстом начертал Десять Заповедей. Он был где-то спрятан группой праведников, и его дальнейшая судьба является предметом многочисленных споров, а местоположение до сих пор остаётся неизвестным.

Но вот в 539 году Вавилон захватил персидский царь Кир II Великий, он же Кореш, Своим манифестом Кир «позиционировал себя», как освободителя народов, и дал разрешение евреям вернуться в Иерусалим. Об этом говорится в Первой кние Ездры:
«В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:
Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.
Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме».
Число первых репатриантов составило 43 360 человек. Эта первая группа принялась за восстановление храма
Затем были и другие волны репатриации. Сам Ездра, первосвященник, воссоздавший иудейскую религиозную государственность (если можно так выразиться), прибыл из Вавилона (1 Ездр. 7:1-7) в 458 год до нашей эры:
«После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии, …
Cей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним. С ним пошли в Иерусалим и некоторые из сынов Израилевых, и из священников и левитов, и певцов и привратников и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса».

Но вернулись в Иудею не все евреи. Во время создания Талмуда на Ближнем Востоке сформировались две большие общины Иерусалимская и Вавилонская. Так когда же начали составлять Талмуд? Основа первого свода законов, известного сейчас, как Мишна, была написала таннаем Иудой ха-Наси только в конце II - начале III века нашей эры.
Толкования Мишны происходили и в Иерусалимской, и в Вавилонской общинах, что привело в дальнейшем в формированию двух Талмудов – соответственно Иерусалимскому ( תלמוד ירושלמי ), и Вавилонскому ( תלמוד בבלי).
Повторюсь, Вавилонский Талмуд был составлен много позже вавилонского плена, уже в нашу эру во времена амораев, а затем и савораев.
Мишна поделена на шесть разделов и состоит из 63 трактатов. Мы обратим свой взор на Вавилонский Талмуд и раздел «Нашим». «Нашим» дословно переводится как «Жёны» и описывает брачное право, и содержит 7 трактатов: Иевамот (запретные браки), Кетубот (брачные союзы), Недарим (обеты), Назир (аскеты), Сота (женщина, сбившаяся с пути), Гитин (документы) и Кидушин (обручение).
В трактате Кетубот на листе 77b рассматриваются вопрос о болезнях, при которых нельзя заключать брачные союзы. Даже, если женщина скажет, что «она хочет быть с ним» или «она будет жить с ним под [присмотром] свидетей», ей не будет позволено жить с заболевшим проказой (ra'athan). Половой акт с заболевшим считается мудрецами крайне опасным, поскольку дети также будут страдать проказой. Рассматриваются симптомы болезни и способы лечения и профилактики. Тут же приводятся два очень интересных комментария, которых мы и искали:

1. «Рабби Ханина сказал: Почему в Вавилоне нет людей, страдающих от ra'athan (проказы)? - Потому что они едят свеклу и пьют пиво, содержащее сuscuta (по ссылке вместо хмеля) с куста hizme».

2. «Рабби Йоханан заявил: Отчего нет прокаженных в Вавилоне? - Потому что они едят свеклу, пьют пиво, и купаются в водах Евфрата».

Иоханан бар Наппаха, из второго поколения аморев, известный, как Рабби Иоханан, был одним из учеников Иуды ха-Наси и рабби Ханина бар Хама и, пожалуй, главный создатель комментариев к Мишне и центральный автор Иерусалимского Талмуда. Он родился приверно в 180 году и умер примерно в 280 году в возрасте около ста лет. Его комментарий прост, но он говорит о причине, почему в Вавилоне нет проказы, а не о том, что евреи спасаются от болезни в вавилонском плене охмелённым пивом.

Рабби Ханина бар Хама был любимым учеником Иуды ха-Наси и учителем у Иоханана Бар Наппаха. Его изречения повсеместно встречаются как в Иерусалимском, так и в Вавилонском Талмудах. Его считают выходцем из Вавилона, но он был ключевой фигурой среди амораев именно Эрец-Израэля первого поколения.
Но Рабби Ханина, определённо живший какое-то время в Вавилоне, говорит нам вновь о том, что вавилоняне не страдали проказой, поскольку ели свёклу и пили пиво с повиликой (видимо, тминной) вместо хмеля.

Пока мы умышленно не делаем филологических исследований, как именно упоминается пиво в Талмуде, как сикера, или как-нибудь по-гречески. Мартин Корнелл утверждает, что сикера, это прообраз сидра, но я позволю себе с ним не согласиться. Нас же сейчас интересует не этимология, а хмель в древнем пивоварении. Посему мы можем сделать предварительные выводы:

1. Упомянутая изобилующая ошибками и растиражированная цитата не имеет никакого отношения в Вавилонскому плену и появилась минимум через 700 лет после окончания оного. Чтобы оценить этот временной отрезок, следует представить себе, что примерно столько же лет отделяет нас от Куликовской битвы.  Это всё равно, что нынешнее время считать игом Золотой Орды.

2. Когда создавался Талмуд, в Вавилоне проживала довольно большая еврейская община. В Вавилоне была также создана своя версия Талмуда – Вавилонский Талмуд. Отсюда и путаница во времени. Кто-то посчитал, что если речь идёт о Вавилоне, то подразумевается Вавилонский плен. Но это не так.
3. В Вавилоне не было проказы, поскольку по мнению толкователей Мишны его жители без относительно того, были ли они евреями или нет, ели свёклу и пили пиво.
4. И это пиво было как раз без хмеля, но с повиликой. Хмель не являлся защитой от проказы.

А есть ли ещё в Талмуде упоминания о хмеле в связи с пивом? Таки да, есть! Четвёртым разделом Мишны является «Незикин» (Ущербы), в нём 10 разделов. Второй раздел называется «Бава Меция» (средний раздел) рассматривает права собственности и в третьей главе «Передающий на хранение» на листе 42 разбирает разные аспекты темы «Хранение чужого имущества» и проблемы, связанные с неправильным к нему отношением. Выясняется, что даже «шомер хинам», человек, который за хранение чужого имущество не получает никакой оплаты, несет ответственность за утерю, понижение в стоимости или порчу имущества, если он не хранил его как следует. И здесь же рассматривается такой случай в моём вольном изложении:
«Случилось так, что один человек передал на хранение мешок с хмелем своему соседу, у которого был похожий мешок с хмелем. Этот шомер поручил своему пивовару взять хмеля для пива из своего мешка, а работник перепутал и взял хмель из чужого, переданного на хранение.
Какой вердикт следует вынести? Кто будет отвечать работник или шомер?
Конечно, можно заставить шомера заплатить, но он может возмутиться, де я же сказал своему работнику взять хмель из моего мешка. Должен ли заплатить работник? Он это оспорит: «А мне никто не сказал не прикасаться к этому мешку! Я думал, что весь хмель одинаков». Мог ли шомер заподозрить слугу в небрежности?
И чей хмель лучше — тот, который принадлежит шомеру, или чужой? Если даже хозяин заплатит за чужой хмель, или отдаст свой хмель качестве оплаты, а его сваренное пиво скиснет от плохого хмеля, что тогда? Прежний владелец будет утверждать, что хмель хороший, просто засорён (колючками).
Шомер вправе потребовать разницу за испорченное пиво, и его требование следует удовлетворить».
В зависимости от конкретных нюансов должна и выстраивается галаха.

Предварительный вывод таков: На первой стадии составления Талмуда (а это - начало III века) хмель иудеями для приготовления пива использовался. Однако, этот вывод, как уже было замечено, можно считать только предварительным, ибо основан он лишь на различных переводах Торы. С оригинальным текстом я не знаком, вернее, знаком, но ивритом и арамейским не владею.
При этом все переводы, которые удалось просмотреть, говорят о пиве и о хмеле. Но если честно меня очень смущает упоминание каких-то колючек. Совершенно непонятно, что это за колючки, и как ими мог быть засорён хмель. Возможно, в исходном тексте подразумевается какой-то другой напиток и какое-то другое растение, тогда возникает вопрос: какие именно?
С другой стороны в «Бава Меция» рассматривается ситуация, в которой фигурирует не какой-то сорняк, а ценное растение, возможно, даже культурное, из-за которого могут возникнуть имущественные споры. При этом обсуждается и качество этого растения.
Я склоняюсь к тому, что в «Бава Меция» имеется в виду всё же хмель, но окончательные суждения следует делать после консультации с современными талмудистами. Интересно, как будет истолкован оригинальный текст.

Представления: 754

Теги: Вавилон, Израиль, мифы, талмуд, хмелеводство

Комментарий от: Владимир Наумкин, Январь 13, 2014 в 3:10pm

 Вавилонский Талмуд был составлен много позже вавилонского плена

Однако, никто не запрещал составителям Талмуда написать об употреблении иудеями, пива сваренного с хмелем во времена вавилонского плена. Что тоже логично, но доказательств нет.

Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 13, 2014 в 7:27pm

Володя, так ведь нет ничего про Вавилонский плен в конкретной цитате. И при этом цитата написана в настоящем времени, а не в прошедшем.

Комментарий от: KazuAle, Январь 15, 2014 в 2:20pm

Ответ Стена Таков: "That reference is from "the Curiosities of Ale & Beer" by John    Bickerdyke. It appears on page 26."

Запоздало отвечу в этой теме, а не в средневековой. Я, к сожалению, только вот добрался до книги (и до нормального интернета). В книге самого Стэна упоминание о хмеле, рабстве и Вавилоне есть в начале второй главы (Plant With a Past) на с.45. Упоминается, как бездоказательная теория. И да, Юрий был прав, Талмуд там не упоминается.

У Макса Нельсона в THE BARBARIAN’S BEVERAGE (notes 58, p.165) сноска звучит так:

HOPS: Wilson (1975: 639) discusses the apocryphal tradition that  the  Jews  in  captivity  in  Babylon  were  free  from  leprosy  since  they  drank hopped beer, arising from the incorrect medieval Latin translation of a Rabbinic source from the fourth century AD: siceram veprium, id est, ex lupulis confectam. The original  does  not  refer  to  hops  but  to Cuscuta L.  This  tradition  is  found  in Bickerdyke 1889: 26 (and see 66) and later, for instance, in Wright-St. Clair 1962: 513. Compare also the inferior accounts of early use of hops in beer in Arnold 1911: 226–234, Behre 1984: 117 and 119, and Moulin 1981 and 1984: 18–19.

ЗЫ: Ну, насколько я понимаю, миф возник не в 1889 году, а намного раньше.

Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 15, 2014 в 3:31pm
This tradition is found in Bickerdyke 1889: 26 (and )see 66 and later...

Почему же раньше? Все ссылаются как раз на Бирекдайка. В оригинальных талмудических цитатах говорится о Вавилоне времён составления Талмуда, а вовсе не Вавилонского плена.

Комментарий от: KazuAle, Январь 15, 2014 в 4:15pm

времён составления Талмуда, а вовсе не Вавилонского плена

Я не про плен сейчас, а про использование евреями хмеля в пиве. Составление Талмуда ведь не в 19м веке происходило)). Мне интересно, когда павилика стала хмелем. Siceram veprium, id est, ex lupulis confectam - это же не Бирекдайк придумал?

Про упоминание хмеля в «Бава Меция» тоже ОЧЕНЬ интересно.

Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 15, 2014 в 6:40pm

Не... он упомянул про плен как раз. Я это имею в виду.

Вообще хмель в Талмуде упоминается довольно-таки часто и не только в "Бава Меция", но, и например, в "Эрувим" (раздела "Моэд"). Там рассказывают про употребление хмеля в пищу вместе с побегами ржи.

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования