Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Солод, пиво, береста и немного хмеля

Полтора месяца назад СМИ сообщили, что школьницы Елизавета Годунова и Лилия Лапина нашли в Великом Новгороде три фрагмента берестяных грамот. Через какое-то время к ним добавился и четвертый. Находки получили номера 974−977.
Интересна, прежде всего, первая грамота, ибо она сохранила текст гораздо лучше. Он представляет из себя запись займов или долгов и характерен для т.н. «домонгольского периода». Он содержит текст в три строчки с перечислением имен и денежные суммы. Длина найденного фрагмента — 28 см. Как говорилось с СМИ, ученых заинтересовало слово «молодог», де прежде оно лишь однажды упоминалось в берестяных грамотах. Означает это слово «солод».

«Говорится о некоем «Верине сестрище на молодог». «Молодог» — это вариант написания молодого солода для варки пива. Далее упоминается «куна», «у Ваегуста» — столько-то «рязан», и далее упоминаются имена, которые, надеемся, академик Андрей Анатольевич Зализняк сможет скомпоновать в соответствии с его представлениями о древнерусском языке», - отметил руководитель Центра археологических исследований Сергей Трояновский.

Нас по понятным причинам слово «солод» на бересте тоже заинтересовало. Вот мы и попытались раздобыть изображение конкретной грамоты, но, увы, не смогли. В настоящее время она проходит длительный процесс научно-исторических исследований. Однако, очень быстро был найден сайт «Древнерусские берестяные грамоты. Рукописные памятники Древней Руси» с огромной базой данных, в которой надо было лишь покопаться. Первым была обнаружена вот эта береста.

Грамота № 363 «От Семена к невестке (хозяйственные распоряжения)».

Новгород, {1380–1400}
Раскоп Неревский, усадьба «И»
Место хранения: НГОМЗ


«Поклон от Семена невестке моей. Если, может быть, ты не помнишь, то [имей в виду:] у тебя солод был. Солод ржаной в подклете. Ты возьми пригоршню (?), а муки сколько нужно, и испеки [пирога] в меру. А мясо на сеннике. А что [касается того, чтобы] дать рубль Игнату, то ты дай»


Дальше расширяем круг поиска от просто солода до ячменя и пива и обнаруживаем одну из первых найденных грамот, в которой говорится о пиве. Многие исторические статьи о российском пивоварении упоминают о ней, тупо перепечатывая друг у друга одно и то же предложение. Вот это: «В Новгородской берестяной грамоте 1360—1380 г. упоминаются перевар и ячменное пиво» (Википедия). Но никто не приводит точного текста. А он таков:

Грамота № 3 «От Григши к Есифу (о варке пива)».

Новгород, {1360–1380}
Раскоп Неревский, усадьба «Б»
Место хранения: ГИМ


«Поклон от Григши Есифу. Онанья прислал [человека или грамоту] со словами ... Я ему ответил: «Не велел мне Есиф варить перевару ни для кого». Тогда он прислал к Федосье: «Вари ты пиво. Сидишь на выморочном участке [и] не варишь ячмень»

Перевара – это определенное количество пива или меда, поставляемое в качестве натуральной подати.


Грамота 863 «Реестр натурального обложения (овес, пшеница, солод)».

Новгород, {1120–1140}
Раскоп Троицкий, усадьба «Е»
Место хранения: НГОМЗ


«... [столько-то] кадей овса [и малая кадь (?)] пшеницы. У Хотьши, Войняты, Нежика и Хотена по кади солода. А с Городна две кади солода. А у Нежизна и у Тотова две кади солода. А у Раховича две кади солода».

В пояснениях говорится, что слово «молодогъ» (солод) засвидетельствовано только в берестяных грамотах (№ 847, 689). И приводятся другие словообразования: «Молодожня» означала солодовню, « молодожникъ» - торговец солодом.
Т.е. слово «молодогъ» встречалось всё же не единожды, как успели сообщить журналисты. Отправляемся на поиски указанных грамот.

Грамота 847 «Фрагмент письма с хозяйственными указаниями»

Новгород, {1140–1160}
Раскоп Троицкий, усадьба «Е»
Место хранения: НГОМЗ


Но тут перевода, увы, нет. Идём дальше.

Грамота 689 «Отчет душеприказчика о расходах по завещанию и на устройство поминок».

Новгород, {1360–1380}
Раскоп Троицкий, усадьба «О»
Место хранения: НГОМЗ
Тут нет самого изображения бересты. Но зато есть расшифровка:


«По завещанию взял рубль, а помимо завещания [еще] два с половиной рубля. После его смерти я дал полтину отцу [его] духовному Нестеру, а другую полтину Дмитру-чернецу. На солод я дал рубль и варил пиво к сорочинам. У Шуги (Шуйги) я взял две коробьи ржи и у Микитки на Узе коробью ржи. На Ксонове (Кснове) я взял полторы коробьи ржи у Оврама. На Полоной — у Семенка Саввина полкоробьи овса, у Сидорка коробью овса, у другого Сидорка полкоробьи овса и полкоробьи ячменя».

Обратите внимание, что слово «жито» учёные переводят как ячмень.
Сорочины . поминание на сороковой день после смерти.
Река Уза впадает в Шелонь в 6 верстах ниже Порхова. Писцовые книги отмеча-
ют в этом районе деревню Ксново (иначе . Скнова) и деревню Полоная.
Документ представляет собой отчет душеприказчика о расходах по завещанию и на устройство поминок. Имя покойного не названо. Возможно, документ должен был прилагаться к самому завещанию; ср. записи сходного содержания в конце или на обороте многих пергаменных завещаний.
По подсчетам доктора исторический наук, профессора В. Л. Янина, расходы на поминки и суммы, выплаченные духовнику Нестеру и чернецу Дмитру, весьма значительны и тем самым указывают на высокий ранг покойного. Валентин Лавреньевич не исключает, что речь идет о завещании новгородского архиепископа Василия Калики, который скончался от чумы 3 июля 1352 г. в монастыре св. Михаила на реке Узе, на обратном пути из Пскова, куда он отправился для спасения города от чумного мора.

Итак, 650 лет тому назад на поминки священника варили пиво. Очень интересный факт.

А что если поискать упоминание хмеля? Сразу выстреливают две грамоты 706 и 709. Выяснятся, что эти две грамоты, найденные в нескольких метрах друг от друга, написаны одним почерком; совпадают имена автора и адресата и даже тематика писем. Хмель в грамотах звучит, как «хомел».

Грамота № 706 «Письмо Милоста к Захарии (указание не продавать хмель)».

Новгород, {1240–1260}
Раскоп Троицкий, усадьба «М»
Место хранения: НГОМЗ


«От Милоста к Захарии. Не продавай же хмеля, а сам поспеши сюда»


Грамота № 709 «Письмо Милоста к Захарии (указание не продавать хмель).»

Новгород, {1240–1260}
Раскоп Троицкий, усадьба «М»
Место хранения: НГОМЗ


«От Милоста к Захарии. Повремени, хмеля не продавай. Если тебе нужно спешно, то ...»

Пока это всё, но поиски продолжаются.
P.S. ГИМ - Государственный исторический музей. НГОМЗ - Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

Представления: 1090

Теги: Русь, береста, солод

Комментарий от: Юрий Катунин, Август 1, 2010 в 9:23am
Добавил две грамоты с упоминанием хмеля.
Комментарий от: Zheka, Август 3, 2010 в 12:36am
спасибо за ссылочку, очень интересно, вот вернулся из отпуска, будет что покопать :)

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования