Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре


По наводке Юры, написал статью о требованиях кашрута в пивоварении. Несмотря на то, что живу в относительно религиозной стране, материал пришлось поискать...

За тысячи лет существования человечество выработало определёные законы и традиции. Позднее, на их основе были написаны современные судебные кодексы. Кто-то считает что все эти правила нашей жизни даны Всевышим, кто-то – инопланетянами, а кто-то думает, что они порождение многолетнего опыта и логикой. Главное, что эти законы и правила работают.

В иудаизме существует целый кодекс законов правильного питания – кашрут. Великий знаток Торы раби Моше бен Маймон (Рамбам), бывший также одним из наиболее выдающихся врачей своего поколения, попытался дать логическое объяснение законам кашрута на медицинской основе. Он исходил из принципа, что все, что Тора запрещает евреям есть, вредит здоровью, а все, что Тора разрешает, не может повредить. При этом должно соблюдаться условие, что количество пищи и время ее приема строго определены. Рамбам, например, утверждал, что отсутствие чешуи на рыбе (что является признаком некашерной рыбы) – это лишь чисто внешний признак, позволяющий людям увидеть, что данная рыба непригодна в пищу. Тора, предписывая соблюдать кашрут, дает нам надежный ключ для распознавания того, что полезно, а что вредно. Следует отметить, что современная медицина признает, что в основах системы Рамбама есть очень много верного с медицинской точки зрения, и использует его подход.

Однако многие авторитеты Торы, также обладавшие большими познаниями в медицине, и среди них – раби Моше бен Нахман (Рамбан) – не согласны с Рамбамом. (Среди их аргументов был и такой: ведь неевреи спокойно едят большинство тех видов пищи, которые запрещены евреям, – можно ли сказать, что это действительно вредит их здоровью?). Рамбан считает, что пища, запрещенная Торой, наносит ущерб отнюдь не здоровью нашего тела, но здоровью души. Он обращает внимание на то, что большинство птиц, запрещенных кашрутом в пищу, – хищные птицы (орел, сокол, ястреб), а те птицы, которые разрешены (куры, голуби, гуси, лебеди), напротив, обладают мирным, спокойным нравом и не питаются мясом. По мнению Рамбана, мясо хищных птиц оказывает влияние на характер человека, употребляющего его в пищу, и сообщает ему те характерные отрицательные качества, которыми отличаются эти птицы.

С этой точки зрения становится понятен многократно повторяемый Торой запрет употреблять в пищу кровь (плохо прожаренную пищу): употребление в пищу крови вырабатывает в человеке привычку к жестокости, развивает в нем качест ва разрушителя и убийцы. Тора говорит: "Кровь – это душа", и душе наносится вред употреблением в пищу крови.

Многие же мыслители, однако, объясняют законы кашрута не с точки зрения того, причиняет ли запрещенная пища вред душе или телу, а как средство против ассимиляции народа Израиля среди прочих народов. Однако оставим это решать каждому самостоятельно - у нас пивной портал, а не религиозный форум.

Пиво родилось на Ближнем Востоке, в те времена его называли "шейхар". С годами были выработаны определённые правила и требования к его изготовлению, они не особенно изменились и в наши дни.

Требования кашрута к производству пиву достаточно ясны и не черезмерно строги, по сравнению с производством других продуктов из зерновых. Пиво, в отличии от вина и хлеба, могут изготавливать и "не евреи", если соблюдены остальные правила кашрута. Основные проблемы возникают с солодом...

Статья полностью...

IsraBeer

Представления: 598

Теги: Пиво, израиль, кашрут, религия

Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 16, 2010 в 4:59pm
Ну, разве можно искать логику в религии? Вопрос тут в вере.
"Веришь - не веришь". Принимаешь ты некие религиозные ограничения или нет.
И вопрос "Почему есть такие ограничения?" вообще не стоит. Ограничения ввёл Бог, а почему он это сделал, обсуждению не подлежит.
Ты в праве верить в ограничения или нет.

Ассоциировать кровь с душой, утверждая при этом, что кровь вырабатывает жестокость, - это какое-то примитивное, вульгарное восприятие религии.
Мне сразу вспомнилась фраза "Не охотиться за другими людьми - это Закон. Разве мы не люди?" (Герберт Уэллс, "Остров доктора Моро", 1896 г.)

По мнению Рамбана, мясо хищных птиц оказывает влияние на характер человека, употребляющего его в пищу, и сообщает ему те характерные отрицательные качества, которыми отличаются эти птицы.
А если есть баранину, то можно стать таким же тупым как и баран??? :-)
...
У меня сразу два вопроса:
1) Встречается ли слово шейхар в писаниях?
2) А что, кошерное вино неевреи не могут делать?
Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 16, 2010 в 5:03pm
Чтобы обсудить статью здесь, приведу её вторую часть. Надеюсь Рафуль не обидится.

"Требования кашрута к производству пиву достаточно ясны и не черезмерно строги, по сравнению с производством других продуктов из зерновых. Пиво, в отличии от вина и хлеба, могут изготавливать и "не евреи", если соблюдены остальные правила кашрута. Основные проблемы возникают с солодом. Самое главное требование – урожай ячменя. Кошерным считается ячмень, посеянный и собранный в зимний сезон (в период между Суккотом и Пейсахом), в противном случае, он должен отлежаться. За всеми партиями солода строго следит специальный рав, находящийся в Мюнхене, он и рассылает по пивоварням списки партий зерна, разрешёных для варки. Конечно же, категорически запрещается наличие всяких жучков. С солодом в этом отношении всё в порядке, проблемы иногда возникают с заменителями, кукурузой, например. С хмелем и дрожжами проблем не бывает, так как они не животного происхождения, да и жучки там не заводятся. И конечно же должен быть человек хорошо разбирающийся в этих сложностях, т.е. рав, с соответствующими полномочиями.

Помимо требований к материалам, существуют и определёные правила самого производства пива. Они довольно-таки стандартны. Нельзя работать евреям в шабат (субботу), кстати отличное правило. Нельзя не только производить, но и касаться составляющих пива в период Пейсаха. В случее технических проблем их может устаранить "не евреи", которые также работают на пивоварнях.

Можно соглашаться или нет с этими правилами, можно их соблюдать или нарушать, но игнорировать мудрость пришедшую к нам через тысячелетия по меньшей мере неразумно."
Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 16, 2010 в 5:10pm
Ещё один вопрос по существу.
Насколько я понял, озимый ячмень - кошерный. Яровой - нет, если только он не отлёживался.
А сколько и как он должен отлёживаться? Есть ли более подробная информация?
Комментарий от: Raful, Январь 16, 2010 в 5:34pm
Отвечу по-порядку. Озимый, яровой - я житель городской, в этом не разбираюсь :-( Выяснил, что тот, "зимний" - хороший ;-) Летний - должен отлёживаться до Пейсаха, только после этого его можно применять. Это правило касается всех видов пшеницы, в том числе и дикой, ржи, ячменя и овса.
Комментарий от: Raful, Январь 16, 2010 в 5:42pm
"Шейхар", как говорят, и есть прообраз пива, хотя ошибочно его принимают за вино. Кстати об этом писал и П.Люкимсон в своей газетной статье. Она обо мне, но в середине текста именно о шейхаре и пишет. он вообще специализируется на кулинарии и религии.
С вином законы намного строже. 'Неевреи" не могут его касаться во время приготовления. О шабате я вообще не говорю.
Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 16, 2010 в 9:24pm
Попытался найти текст, в указаной Рафулем статье, в синодальной переводе Библии. Выяснилось, что это - Первая книга Царств, глава 1.
Звучит следующим образом
12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
13 и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.
14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.
15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и

сикера

я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
Толковый словарь В. Даля определяет СИКЕР как "м. церк. хмельной, пьяный, броженый напиток, кроме вина. "
Далее путём несложный телодвижений находим интересный реферат, в котором указано ("цитирую"):
Сикера

Слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках, на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово "сикера" вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке. Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. "Вина и сикеры не имать пити". В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, "сикера" также означала искусственный "хмельной напиток" вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках - "шекар" ("шехар") и "шикра". Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало "сикеру". Шекар (Schekar) на древнееврейском - "всякий пьяный напиток, кроме лозного вина". Это слово дало в русском "сикер". Поэтому в одних источниках встречается "сикера", в других - "сихер". Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения. Дело в том, что в Палестине и у греков "сикер" изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие "сикера" означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки. Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

Принимаем, сикер, сикера, шикра, шейхар - это пиво!
Рафуль, спасибо!!!
Комментарий от: Raful, Январь 16, 2010 в 10:04pm
Рад стараться! :-)

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2020   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования