Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Учёный-славист, славяновед, филолог, этнограф, педагог, доктор славянской филологии, профессор Осип Осипович (Иосиф Иосифович) Первольф (Josef Perwolf) родился 26 февраля 1841 года в Чимелице близ г. Писек, Богемия в составе Австрийской империи. Чех по происхождению, после окончания гимназии в 1858 году поступил на философский факультет Карлова университета в Праге В 1871 году по предложению ректора Варшавского университета П. А. Лавровского занял кафедру славянской филологии и читал лекции по славянским древностям, характеристике славянских наречий, историческую этнографию. В том же году стал подданным Российской империи.
В 1874 году за диссертацию «О славянской взаимности» (в «Журнале Министерства народного просвещения») получил в Санкт-Петербургском университете степень магистра, а в 1876 году степень доктора Варшавского университета за книгу «Германизация балтийских славян», в которой осветил вопросы славянской колонизации полабско-балтийских земель, описал залабских и люнебургских славян, славянские племена брижан, стодорян, ратарей, укрян, вагров, полабов, бодричей, лютичей, поморян и других, провел исследование следов славянства в нижненемецком народонаселении.
Вот из этой книги «Германизация балтийских славян. Исследование Иосифа Первольфа, экстраординарного профессора Императорского Варшавского университета» (1876 г., Санкт-Петербург, Типография В.С. Балашёва, Екатерининский канал, между Вознесенским и Мариинским мостами, д. № 90-1, стр. 74-75) мы и приведём интереснейшую цитату:

«Взаимные отношения между немецкими и славянскими жителями Старой Марки нам ближе неизвестны. Но какие бы они ни были — дружескими их едва ли можно назвать, — то все-таки до самого XV века не находим того печального явления, которое породила племенная ненависть обоих народов. Это — прямое исключение славян из некоторых цехов и городского представительства.
В Старой Марке стали славян исключать из цехов не раньше XV века. Эту нетерпимость начали проявлять прежде всего зальцведельские купцы — krämer (1428 г.), которые от вновь прибывающего члена своей гильдии требовали доказательства, что он человек свободный и «настоящий, истый немец, а не славянин» (dat he sy echte und rechte düdesch unde nicht wendisch). Гарделегенские пивовары требовали в XV и XVI вв. (1450 и 1555 гг.) от своего члена того же самого доказательства, что он и его жена достойны почтенной гильдии, т. е. что они люди свободные, коренные немцы, а не славянского рода (dat sve echte u. Rechte diulesck u. neynes wendischen arth syn). Особенную нетерпимость к славянам показали мещане зальцведельские. В 1486 г. сговорились обе городские общины, чтоб впредь не дозволялось ни одному славянину покупать и владеть домами, особенно же пивоварнями; пивовары и их жены должны были быть непременно немецкого происхождения, а не славяне; последним оставлены только их лавочки или будки. В первой половине XVI века
считалось в Зальцведеле старинным обычаем, что мещанин, родившийся от славянского отца или от славянской матери, не мог заседать в городской думе, и никоим образом не мог быть членом цехов торговцев сукном, пивоваров, золотых дел мастеров, купцов, мясников, сапожников, портных, суконщиков, булочников, меховщиков, кузнецов и кожевников.
Членами остальных цехов и вообще мещанами славяне могли быть. Эти «старинные обычаи» подтвердил курфюрст Иоахим ещё в 1527 году. Славянское происхождение считалось в Зальцведеле вообще не очень-то лестным; по крайней мере дума старого города Зальцведеля выдаёт (1497 г.) одному священнику свидетельство, что он по отцу и матери коренной и истый немец, а не славянин (echte u. rechte dudesch u. nicht wendisch)».


Кто бы мог подумать, что в конце позднего средневековья славянам в немецких землях было запрещено заниматься пивоварением ?! Вот такая историческая зарисовка.

Представления: 144

Теги: архив

Комментарий от: Oldwig Schnitter, Январь 11, 2019 в 6:20pm

«Взаимные отношения между немецкими и славянскими жителями Старой Марки нам ближе неизвестны. Но какие бы они ни были — дружескими их едва ли можно назвать, — то все-таки до самого XV века не находим того печального явления, которое породила племенная ненависть обоих народов»....пример подтверждающий нетерпимость R1b к R1a. Прямо по А.Клёсову.

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования