Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Каждый года, когда начинается пост, первое, что появляется в сети, - это неимоверное количество статей активных практикующих вегетарианцев с проповедями о причинах, почему они отказались от мяса, как их жизнь сказочным образом преобразилась после этого отказа, и почему, нам всем остальным надлежит последовать их примеру. Вслед за этим появляются статьи от пишущих про пиво и пивоваренных компаний о монастырском пивоварении, о том, что чрез века монахи пронести какие-то старинные рецепты и традиции корневого пивоварения, и, что во время поста монахи получали всю гамму «питательных веществ», витаминов и микроэлементов исключительно из пива, и что по свидетельству различных источников, которые впрочем не указываются, рацион монаха составлял при этом до пяти литров пива в день. Как правило, статьи о монашеском пивоварении иллюстрируются следующими картинками:



Согласитесь, все Вы их видели не один раз. Ни у кого не вызывает сомнения, что на них изображениях пивовары. Но вот вопрос: отчего никому из тех, кто перепечатывает в своих статьях эти картинки, в голову не приходит поинтересоваться, а в каком именно монастыре, или в каких именно монастырях трудились эти пивовары. Неужели это никому неинтересно? Ведь есть же даже какие-то надписи на картинках. Почему у монахов нет крестов на груди? Почему изображены гексаграммы, сиречь звёзды Давида в качестве символов? Неужели никому неинтересно, откуда вообще эти гравюры, из какой книги?

А между тем, иллюстрации взяты из книги Менделя, одной из двух домовых книг Нюрнберга (т.н. Hausbücher der Nürnberger Zwölfbrüderstiftungen), которая хранится в городской библиотеке Нюрнберга (Stadtbibliothek Nürnberg) и которая была полностью оцифрована в период с октября 2007 года по февраль 2009 года, а сами иллюстрации можно без всякого труда найти здесь.

Кто же такие Мендели? Вот, что на это говорит Википедия: «Древняя благородная фамилия Фон-Мендель, имеет свое начало из Нюрнберга, некоторые члены этого рода находились в Прусской службе и имели там поместья, которые но праву наследства в 1659 году достались во владение Фридриху, а затем и сыну его Иоганну Фон-Мендель. Потомки сего рода выехали в Россию и вступив в подданство, находились в службе и владели деревнями».
Выясняется также, что в 1380 году (тогда как раз Куликовская битва произошла) купец Маргвард Мендель (Kaufmann Marquard Mendel) основал в Нюрнберге картезианский монастырь Kartäuserkloster Nürnberg (Kartause Marienzell), на останках которого сейчас базируется основанный в 1852 году Германский национальный музей (Germanisches Nationalmuseum). Вроде бы всё сходится, монастырь, монахи, пивоварение, НО…
Но в 1388 году брат Маргварда Конрад (Konrad Mendel) в непосредственной близости от упомянутого монастыря на пересечении Картойзеграссе и Корнмаркта (Kartäusergasse / Kornmarkt) основал богадельню, иными словами до престарелых, под названием Zwölfbrüderhausstiftung (Фонд дома двенадцати братьев), который давал кров и пищу для двенадцати нуждающихся городских ремесленников, которые по причине преклонного возраста были уже не в состоянии обеспечивать себя. И примечателен этот дом престарелых тем, что в 1425 году по инициативе Маргварда Менделя, но уже не брата, а внука Конрада, стала выпускаться летопись под названием «Hausbuch der Mendel» (домовая книга Менделя), в которой в виде красочных гравюр изображали членов братства. Книга содержит 857 иллюстраций, из которых 765 портреты мастеров в основном за своей работой с типичными атрибутами ремесленного средневекового производства, инструментами, оборудованием, материалами и символами. В начале гравюры сопровождались совсем кратким текстом с именем изображённого брата и краткими биографическими данными, позднее стали добавлять более развёрнутую биографию.
Стоит обратить внимание на два аспекта:
• Портреты первых 97 братьев сделаны посмертно, сие означает, что художник не знал их лично. Это не реальные изображения ремесленников, в том числе и пивоваров, а лишь художественный вымысел.
• Никто не знает доподлинно, продолжали ли мастера свою «производственную деятельность» в рамках дома престарелых, или на гравюрах они изображены за своей работой до вступления в братство, символизируя их принадлежность к какой-либо гильдии.

Первая гравюра в домовой книге Менделя, относящаяся к пивоварению, находится на 20 странице первого тома, и создана она в 1425 году. Надпись на ней «звучит» следующим образом: «Der XLVI Bruder der do starb hieß herttel pyrprew» («Сорок шестой брат, который здесь умер, звался Герттелем Пивоваром»). Pyprew – со старо-германского пивовар. Умер брат Геттель в 1414 году.

Вторая иллюстрация, датируемая 1437 годом, принадлежит 124-му брату Йоргу (Георгу?) с текстом «Anno d(omi)ni XXXVII starb Jorg prew maister zu sand Jobs wa(n) der waß sunder sich worde(n) vnd den hett man hin auß geton d(er) 124 prud(er)» . Судя по всему, Йорг в 37-году умер от лепры на каких-то земляных работах, а вовсе не у пивоваренного котла.

И вот мы подходим к третьей картине на 125 странице первого тома. На ней изображён 257-ой по счёту брат Франк, умерший 20 ноября 1506 года, но он… не пивовар, не смотря на всю пивоваренную атрибутику.

Текст гласит: «Anno d(omi)ni 1506 iar ann vnnser abe(n)t p(re)sentacio(nis) vmb mitenacht v(er)schiede prud(e)r hanns franck der de(r) hern piermesß(e)r vnnd ein ratschmid vnnd pey XXX woch(e)n in dissem allmusße(n) vnnd der prud(e)r gewesßen ist dem got genade»
Из чего следует, что Франк был мерщиком пива: piermesß(e)r = Biermesser, неким муниципальным служащим, пивным инспектором, чья задача была собирать с пивоваров налоги в городскую казну. Ну, а как ещё изобразить сборщика пивных налогов? В виде пивовара, конечно же. При этом появляется ещё один атрибут пивоварения, которого не было на двух других картинках, – «пивоваренная ложка».
Ещё одна интересная картинка на 24-ой странице, но уже из второго тома с текстом: «Hans albrechtt sonst distler genantt ain preumaister des pierprew handels ist In das Zwolff brueder haus komen den 24 octobris a(nn)o 1555 seins altters Im 64 Jar, und ist darinnen gestorben den 23 Jullio Im 1568 Jar Ist also Im brueder haus gewest 12 Jar und 9 monatt, dis ist der 389 Bruder».


Судя по всему, Ганс Альбрехт по прозвищу Дистиллер был пивоваром и пиво-торговцем. Пришёл в братство 24 октября 1555 года, и умер 23 июля 1568 года в возрасте 64 лет. В братстве состоял 12 лет и 9 месяцев. И это был по счёту 389 брат.
Примечательно вот что: Ганс Альбрехт показан как пенсионер, инвалид, у которого явно отказали ноги. На нём вовсе не одежда, которая похожа на облачения, подобные монашеским, как на предыдущих гравюрах. А именно что-то похожее на схиму или рясу многих и вводит в заблуждение. Ганс одет «цивильно», и он не варит пиво. И это отчасти говорит о том, что в доме престарелых ремесленного производства не было, а на картинах изображены прежние «в миру» профессии участников братства.
И собственно, дом престарелых устраивался по следующему принципу «12 alte, kranke, aber nicht bettlägerige Männer, welche das Nürnberger Bürgerrecht besaßen und sich mit eigener Arbeit nicht mehr ernähren konnten» (Для 12 старых, больных, но не прикованным к постели ремесленников, обладающих гражданством Нюрнберга, и которые больше не могут прокормить себя своей работой).
Для братства был построен дом, совмещённый с капеллой Двенадцати апостолов (Zwölfbotenkapelle). Помимо братьев в богадельне в отдельных «квартирах» проживали сторож, который выполнял также роль погребщика, и кухарка. Братство просуществовало до 1801 года, после которого активы фонда дома престарелых передали в Госпиталь Святого Духа (Heilig-Geist-Spital), где сейчас находится одноимённый ресторан. Церковь Двенадцати апостолов была разрушена в 1903 году.

Хотя, скорее всего, сам Дом престарелых просуществовал по крайней мере до 1806 года. Одним из последних братьев был, кстати сказать, некий брау-кнехт Авраам Хофманн (Brau-Knecht Abraham Hofmann), пришедший в братство в возрасте 59 лет 12 декабря 1794 года и ушедший из жизни в 1806 году.

Не смотря на наличие собственной капеллы и требованием знания молитв для вступления в братство сообщество было в сущности анти-клерикаьным. В частности, никто из священников не мог стать членом братства. И отчасти поэтому заведение никоим образом нельзя даже сравнивать с монастырём.

Но вернёмся в Гансу Альбрехту. Художнику нужно было изобразить с одной стороны немощность, с другой – его бывшую профессию. Справа на заднем плане мы видим пивовара с «пивоваренной ложкой» и пивным кувшином, также красную гексаграмму на доме. Дом справа – явно пивоварня. Обратите внимание, что на первой и третьей картинке также изображена шестиконечная звезда.
Те, кто в своих публикациях используют картинки из книги Менделя, иллюстрируя истории про монашеское пивоварение, как правило, обязательно добавляют, что в средневековье шестиконечная звезда широко использовалась пивоварами, но никакого отношения к иудаизму не имела. А символ этот пивовары позаимствовали из алхимии. И тут перед нами ещё одна нестыковка.
Папа Иоанн XXII запретил алхимию уже в первой половине XIV века, если быть точным, то в 1317 году, положив начало широкой охоте на ведьм и колдунов, и просто на спиритизм. И вот теперь представьте себе: по всей Европе пылают костры инквизиции, а монахи варят себе пиво и при этом упорно метят места пивоварения алхимическим символом. В это не верится совсем.
Кстати зададимся вопросом: а много ли всего отмечено пивоваров в домовой книге Менделя? Это ответит на второй вопрос: варилось ли пиво в стенах дома престарелых. Мы будем удивлены. Их не так уж и много. Помимо уже указанных во втором томе находим следующих братьев.
На странице 66 солодовщик Ганс Остерштюк (Hans Osterstückh, Melzer), проживший в братстве 10 месяцев и ушедший из жизни в возрасте 69 лет 24 ноября 1600 года.
«Hans Osterstuckh ein Meltzer und Burger alhie, bey 69 Jarn alt. Ist den 25 Jenner Anno 1600 zu einem Brüeder Inn das zwölff Brüeder Hauß eingenommen worden, und hernach den 24 Novembris Anno 1600 darinn mit todt abgangen. Hat also Inn solchem Brüeder Hauß gelebt Zehen Monath. Ist gar ein unsauberer alter Man gewest, und uff die letzt was zerstritt Im Kopff worden. Dem Gott gnadt».


На странице 75 Хайнрих Каутц (Heinrich Kautsch), ушедший из жизни в возрасте 82 лет 24 ноября 1607 года, прошивший в приюте всего 17 недель и один день.
«Heinrich Kautsch, ein gewesner Preumeister, Ist auf fürbitt deß gantzen pierpreu handtwercks, den 29. July 1607 Inns Zwölffbrüder Hauß genom(m)en worden, seines Alters 82 Jar. Den 24. Novemb(ris) 1607 Ist obgemelter Heinrich Kautsch auß freyem willen und ungezwungen, aus ernantem Brued(er) Hauß gang(en), und darauf wider heim kom(m)en. Hat kein einige Clag, wed(er) an essen od(er) trinken, furzuwenden gewuest, sondern hat solche Tag nit erleiden mög(en), wie aber meniglich vermeint, sey allein dises die Ursach gewesen, das er nit hab betten können. Ist also Inn dem Orden gewesen 17 woch(en) und 1 Tag».


На странице 98 Паулус Пфистер (Paulus Pfister, Preymaister), ушедший из жизни 8 июня 1624 года.
«Anno 1623 den 28. Aprilis Wardt Paulus Pfister so 22 Jahr auf dem Pierpreyhandel Ein Preymaister geweßen, seines Handwerckhs Ein Zimmermann In das Zwölffbrüderhauß genomen seines Alters Im 73 Jahr. Darunter: Dießer Bruder starb denn denn 8 Juny A(nn)o 1624 Zu früe umb 3 gegen den Tag. Ist ein stiller kranckher Mann geweßen. Oberhalb des Bildnisses: 523»

На странице 126 пивовар (даже пивоваренный кнехт) Ульрих Ледерер (Ulrich Lederer, Bierpreyerknecht), проживший в братстве около 10 лет и умерший в возрасте 62 лет в 1657 году.
«Ulrich Lederer, Ein Bierpreyerknecht, Ist den 25. Octobr(is) A(nn)o 1647 In das Zwölff Brüderhauß kommen seines Alters in 62 Jahr. Darunter: Dießer Brud(er) Ist gestorben In Spitthal der grossen Uhr nach umb 7 in Mitternacht und Ist in 12 Brüd(er) Closter gewest 10 Jahr u(nd) ist alt wordten 72 Jahr. Undt ist die Zeit, weiln er in Closter alhier gewest, ein solcher neudischer u(nd) Crotziger Mann gewest, d(en) Niemandt hat glauben angestellt. Den Gott genedig sein wolle. Oberhalb des Bildnisses: 566».


Обратите внимание, что с 1388 года по 1806 год, т.е. за период в 418 лет в братстве проживало всего девять человек, имеющих отношение к пивоварению, и из них только семеро были собственно пивоварами. Больше нет. Много каменщиков, кузнецов, столяров, сапожников, гончаров, бондарей, представителей различных ремесленных гильдий, но пивоваров всего семеро. О каком пивоварении в стенах братства может идти речь?

Резюмируем:
1) На картинах столь часто используемых для иллюстрации средневекового монашеского пивоварения вовсе не монахи, а пенсионеры, ремесленники города Нюрнберга.
2) В братстве дома престарелых состояли больные, немощные люди, которые были не в состоянии прокормить себя своим трудом. Пиво в стенах дома престарелых не варилось. Это означает, что на картинах изображены сцены из прошлого пенсионеров - членов братства.
3) Шестиконечная звезда действительно повсеместно использовалась пивоварами Франконии и северной Баварии (и используется по сей день) и никогда не считалась при этом алхимическим символом.

Представления: 2384

Теги: мифы, монашеское пивоварение

Комментарий от: Пивной адвокат, Март 10, 2015 в 5:46pm

А мне всегда нравилась эта картинка На месте пиарщиков пивоваренных компаний, я бы обязательно использовал с подписью "Вот уже 300 лет, наше пиво наливают именно так"))))

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 10, 2015 в 7:42pm

Не взирая на подпись "Der xlviii bruder der do starb hieß Nüssel weinschenck"

Комментарий от: Пивной адвокат, Март 11, 2015 в 11:35am

наш народ привык смотреть на картинки, а не на подписи. Поэтому слово вино вряд ли кому-нибудь бросится в глаза)))

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 11, 2015 в 12:38pm

Ну, тогда там масса таких картинок. А вот пивоваров там как раз совсем немного.

Комментарий от: Пивной адвокат, Март 11, 2015 в 12:40pm

и кстати вообще вся ситуация из разряда "мы восстановили рецепт 16 века" и сварили супер пиво смешна:) Не только монахами жив пиарщик))

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 12, 2015 в 7:24am

Ну, нет... При чём тут PRщики? Они эти картинки как раз и не используют. А вот пивные историки и блоггеры отчего-то даже не задумываются, что эти изображения никакого отношения к монашескому пивоварению не имеют.

Комментарий от: Пивной адвокат, Март 13, 2015 в 6:52pm

а почему блогеры не могут использовать? на то они и блогеры, что хотят то и пишут:) чаще всего пишут чушь? да, безусловно. Но так не только о пиве, ты же знаешь...

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 15, 2015 в 8:33am

Я разве говорю, что кто-то не может? Другое дело, что подобный копипаст не распространяет знание, а напротив невежество и укрепляет дурацкие мифы.

Комментарий от: Пивной адвокат, Март 16, 2015 в 11:46am

если так разобраться, то блогосфера только невежество и несет. 90% блогосферы точно:)

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 19, 2015 в 12:43pm

Ну, надо ведь как-то с этим бороться.

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования