Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Memento Mori! Блондинка в бельгийской посылке из Москвы.

Утром на Московским вокзале я встретил Дмитрия Николаевича Логвинова, который любезно согласился передать посылочку из Москвы. На моё спасибо он ответил: «Да, Вы не меня, а папу благодарите». Признаться, я даже не знаю, как и благодарить.
Подарки судьбы в этом сезоне сыплются, как из рога изобилия. То Томас Харди Эль, то аутентичный траппист появляется в наших палестинах.

Какое-то время я наивно предполагал, что траппистским пивом называют только то пиво, которое варят исключительно в монастырях в Бельгии и Голландии, не задумываясь, что это не просто монастыри, а некие особенные обители. На сайте монастыря L'Abbaye de Saint-Sixte à Westvleteren можно при желании вычитать, что монахи называют себя цистерцианцами. Что же это такое? Википедия даёт простое объяснение.

Цистерциа́нцы (Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.
Название цистерцианцы происходит от первой обители ордена — монастыря Сито, основанного в 1098 святым Робертом Молемским.
Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров.

Об истории конкретного монастыря интересную статейку уже написал Сергей Mager Григорьев. Почитать её очень рекомендую здесь.


Но почему же трапписты? Оказывается, Траппи́сты, официально Орден цистерцианцев строгого соблюдения (Ordo Cisterciensis Strictioris Observantiae), — это некое ответвление от цистерцианского монашеского ордена, орден в ордене, основанный в 1663 году А.-Ж. ле Бутилье де Рансе, первоначально коммендатором, с 1662 аббатом цистерцианского монастыря в Ла Траппe во Франции.

Брокгауз и Ефрон в своём энциклопедический словарь в 1880 году писали:
«Трапписты - монашеский орден, основанный в 1636 году де Ранее, аббатом цистерцианского монастыря Ла-Трапп в департаменте Орн, близ Мортани, получившего название La Trappe от узкого входа в местную долину (откуда и название ордена). Для своих последователей де Ранее ввел строгие правила, представлявшие полный возврат к восточному аскетизму. Трапписты обязаны были 11 часов в сутки проводить в молитве, а остальное время посвящать тяжелым полевым работам; вечером они по уставу должны были несколько минут работать над сооружением для себя могилы, а спать в гробу на соломе. Помимо молитв, песнопений и «memento mori», которое заменяло у них приветствие, они должны были хранить глубокое молчание. Их пища состояла из овощей, плодов и воды, их одеяние из деревянных башмаков, рясы с капюшоном и веревки. Траписты подразделялись на мирских братьев и посвященных (профессы); кроме того, существовала еще категория так называемых «freres dounes», т.е. лиц, которые вступали в орден лишь на время в видах покаяния. Принцесса Луиза де Конде основала женское отделение ордена.
Изгнанные во время Французской революции конца XVIII века из Франции, трапписты удалились частью в Швейцарию, частью в Польшу, Россию и Пруссию, но везде навлекли на себя преследования. В 1817 году трапписты под предводительством Августина (Генри де Лестрань) восстановили свою обитель во Франции, и основали ряд других обителей, которые особенно процветали под руководством Герамба. Даже после Июльской революции орден продолжал свое существование под дарованном ему в 1834 году папой наименованием «Congregation des religieux Cisterciens de Notre-Dame de la Trappe». В 1880 году из Франции было изгнано 1450 траппистов.»


Траппистские монахи в основном молчат, но если и общаются, то смехом.

Трапписты соблюдают устав Св. Бенедикта более строго, чем в остальных цистерианских орденах. Они обязаны молиться 11 (!!!!!) часов в сутки, трудиться (первоначально в поле), соблюдать молчание, прерываемое только для молитв, песнопений и по другим уважительным причинам, и строгий пост, облегчаемый только для больных. Трапписты одеты в хабит с капюшоном, подпоясанный верёвкой, и обуты в деревянные башмаки. Монахи некоторых северных монастырей зарабатывали на жизнь изготовлением ликёров, а в Бельгии — известного пива. Другие монастыри производили сыр, хлеб, одежду и гробы. Гробы, подумать только! Ну, вообще-то, сон в гробах тоже как-то странно выглядит.


Гробы нас пока мало интересуют. Мы можем простить монахам их извращённые слабости за одно только умение варить восхитительное пиво. Обратимся всё-таки к нему. На бутылке нет этикеток. Различают пиво исключительно по пробкам. Есть всего лишь три версии «Westvleteren»: зелёная, синяя и жёлтая пробка. Мне досталась зелёная, означающая, что в бутылке дожжен был быть blond. В общем-то, это и написано на самой пробке. Там же указано значение алкоголя – 5,8% об. Именно это сорт и включён в число «500» легендарным Охотником за пивом. Однако, если Вы откроете книгу на странице 496, то увидите, что цвет пива на картинке заметно отличается от того, что я налил в свой бокал. У меня пиво оказалось явно темнее и явно мутнее. Цвет можно охарактеризовать, как медовый. Очень плотная пена благоухает персиками и бананами, чрез которые настырно пробивается ароматный хмель. С него и началась вкусовая палитра, подкреплённая кремовой консистенцией пены. Пшеничный вкус едва уловим, солодовая основа испытывает атаки кураги. Свежее высушенное сено начинает послевкусие, которое завершается изрядной сухостью. Пил бы и пил. Но бутылочка закончилась внезапно…

Также внезапно возникло желание посетить монастырь и хотя бы денёк прожить по трапписткому расписанию.
А распорядок дня трапписта таков:

• 2 часа — Подъем, одеяние: белый хабит. По праздничным дням подъем в 1 час 30 мин.
• 2 часа 05 мин. — В церкви малая служба, затем великий канон до 4 часов.
• 4 часа — Каждый священник служит обедню. Затем три четверти часа свободного времени.
• 5 часов 30 мин. — Зала капитула. Отец-аббат дает наставления.
• 6 часов — Назад в дортуар, где каждый монах располагает своего рода альковом. Наведение порядка. Затем служба Шестого часа.
• 8 часов — Ежедневная торжественная обедня в присутствии всей общины. Утренний завтрак.
• 9 часов — Выход в поле или на иную работу. Одеяние: белый хабит, черная мантия. Монахи, исполняющие особые должности, расходятся по своим местам.
• 11 часов 30 мин. — Общая трапеза. Суп, овощи или молочное блюдо, фрукты или мармелад. Стакан вина, пива или сидра. Мясо — никогда.
• 12 часов 15 мин. — Час отдыха. Можно полежать или погулять в саду.
• 13 часов 15 мин. — Работа в поле, в мастерских или на ферме. Оборудование —современное.
• 16 часов 30 мин. — Вечерня в часовне. Монах возвращается на хоры семь раз в день
• 17 часов 15 мин. — Ужин: овощи, сыр. С 15 сентября до Пасхи — 180 граммов хлеба и фрукт.
• 17 часов 45 мин. — Перерыв:размышление в монастырской галерее или чтение в библиотеке, богословский доклад и т. п.
• 18 часов 30 мин. — Повечерие.
• 19 часов — Отход ко сну. С Пасхи до 14 сентября отход ко сну в 20 ч.

Обратите внимание, что общая трапеза 11:30 сопровождается стаканом вина, пива или сидра.
А в промежутках между молитвами монахи как-то умудряются варить пиво.
Честь им и хвала! И спасибо, что есть такой монастырь и есть такое пиво!

И, конечно же, хочу выразить особую благодарность Николаю Логвинову, от себя лично и от небольшого авторского коллектива в том числе. Спасибо!

Представления: 395

Теги: Westvleteren, blond, Бельгия, блонд

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования