Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Самое сложное в путешествии с Мёртвого моря в Ашкелон – это дорога до Арада. Сразу после курортного Эн Бокека дорога разделяется на шоссе до Эйлата и серпантин в гору до Арада. Признаюсь, я никогда в жизни по горным дорогам раньше не ездил. Ощущения те ещё: дорога дико петляет направо, налево, опять направо. Только успевай крутить баранкой, разгоняться и тормозить. Путь начинается на отметке 400 метров ниже уровня моря, на полпути я увидел надпись «500 метров выше».

В общем, когда доехал я до Арада, я посмотрел на часы: прошло сорок минут. А это даже не полпути до Ашкелона. Дорога в корне различалась от верхнего пути через Иерусалим. Оставив позади справа Хеврон, перестали встречаться арабские и бедуинские поселения, а само шоссе стало каким-то европейским. Ландшафт периодические сменялся, пустыня временами отступала, я даже пересёк однажды в какую-то хвойную рощу.
Приближался сектор Газа. Шдерот, где дети рождаются под канонаду, налево, Ашкелон – направо. Пользуясь подробными инструкциями Рафаэля Агаева, я въехал в город. Остановившись в условленном месте, я вылез из машины.
- Это улица Экзодус? – спросил я у бабушек в халатиках, сидящих на скамеечке перед каким-то подъездом, ну, прямо как у нас.
- Да, да, это – Экзодус, - ответили они, - А Вам какой номер дома нужен?
- 35.
- Ну, тогда Вам надо развернуться, этот дом на той стороне дороги.
Поблагодарив бабушек, я так и сделал, развернулся по кольцу. А в конце улицы уже махал рукой Рафуль.

Ну, вот мы и познакомились с Рафаэлем в живую. Будучи нефтяником, он покинул Баку 20 лет назад в период сумгаитских событий.
- Подожди, а когда ты выучился на пивовара? В Союзе или уже здесь в Израиле? – спроисл я его, когда мы уже ехали на завод.
- Ну, конечно уже здесь. 16 лет назад было объявление в газете, что требуются рабочие руки механика на строящийся завод, необходимо знание английского языка. Я подал заявку, но знать не знал, что это пивоварня. Я работал тогда в пустине, а мне звонят и говорят: «Приезжайте на собеседование на пивзавод». «Какой ещё пивзавод?» - спрашиваю я. «Вы – Рафаэль Агаев? Вы резюме присылали? Всё правильно, приезжайте». Я приехал, побеседовал с первым генеральным директором израильского Карлсберга Давидом Огевом, и меня приняли, определили в фильтрационное отделение. Тогда специалистов в Израиле не было. Приходилось учиться на месте. Часть оборудования было уже собрано (стояли варочные котлы, но полы ещё были земляными), часть монтировали мы сами, изучаю параллельное технологии. Первую варку сделали 26 января 1995 года. Эту дату и считаем днём рождения завода. И я каждый год пытаюсь собрать всех тех, кто участвовал в тогда первой варке.


Подъехали к заводу. Находится он в местной промзоне на окраине города.Это т.н Южная индустриальная зона Ашкелона. По израильским меркам это – пивгигант, по российским – скромная миди-пивоварня. Производительность – полмиллиона гактолитров пива в год. По размерам он примерно такой же, как завод «Вена» в Санкт-Петербурге». Примерно также устроены и производственные помещения. Хотя разница всё же есть. Так же как на «Вене» тут штайнекеровские варочные порядки. Их тут два. Есть свои особенности. На два варочных порядка – всего один фильтр-чан. Нет гидроциклонов вообще. Они встроены в сусловарочные котлы. Осветление сусла проходит прямо в варочных котлах после варки.


Но началась экскурсия вовсе не с варочного порядка, а небольшого, но очень познавательного музея о древнем пивоварении. Интереснейшая коллекция всевозможных археологических сосудов и сельскохозяйственных инструментов. Я ходил и с завистью облизывался на экспонаты. Есть чему поучиться в музейном смысле, есть, что позаимствовать для наших экспозиций.

Тут и копии египетских моделей пивоварен

И аутентичные пивные горшки самых древних эпох

Не может не вызывать восхищения печать пивовара, датируемая полутора тысячью лет до нашей эры. На печать можно посмотреть сквозь увеличительное стекло.

Слегка шокируют останки женщины-пивовара, найденной с горшком, в котором были остатки пивного сусла. Настоящий скелет покоится под стеклом в полу музея. Немного жутковато.

В лаборатории сенсорного анализа Рафуль извлёк из холодильника пластиковую бутылочку, припрятанную специально для меня.
- Это нефильтрованная Стеллочка, - с любовью произнёс Рафуль, - Прямо из ферментера.
Стеллочка была очень холодной, и всей прелести нефильтрованности я ощутить просто не смог.
Я заметил в Израиле две особенности, которые накладывают на потребительское восприятие Ближний восток и жара. Если что-то должно быть сладким, то оно очень и очень сладкое. Если холодным, то сильно холодным. Но это так ремарка, вовсе не по отношению к конкретному пиву.
Пиво было неплохим солодовым, немного дрожжевым, совсем не чувствовался хмель. Опять же возможно это от того, что оно было сильно охлаждено. Да и я был за рулём, посему позволил себе лишь пару-тройку глотков. Ну, а как по ним можно судить о вкусе пива? Объективности ради надо выпить пару кружек или более…

Сам Рафаэль Агаев и Стеллочка

На заводе сейчас работает около 300 человек. Работают в три смены. Например, Рафаэль работает. Всю неделю сначала в первую смену, потом – во вторую, затем в третью. Особенность еврейского производства – шаббат. Всё надо успеть свернуть, промыть – в пятницу до наступления шаббата. Производство поднимают в воскресенье.
Для тех, кто не в курсе, в Израиле рабочие дни – с воскресенья по четверг. Выходные – пятница, суббота.

Походили по заводу. В этот день не разливали пива, поэтому линии розлива я фотографировать и не стал. Вообще завод Лили всевозможные соки, лимонады и холодный чай. Завод помимо пива выпускает линейку напитков для Кока-Колы. При мне наливали чай Нестеа. Есть и свои соки и лимонады.
Из пива варится Карлсберг, несколько сортов Туборга, Сколь и Стелла Артуа. Ко всему прочему компания занимается дистрибьюцией Гиннесса, Килкенни, Хугардена, Лёффе, Вайнештефанера.
Спустились в фильтрационное отделение – детище Рафуля.


Там недалеко обнаружился уникальный экспонат. Догадайтесь, что это?


Если присмотреться, то можно увидеть на заднем плане изображение Эмиля Кристиана Хансена. Собственно это один из первых пропагаторов чистой культуры дрожжей. Вещь историческая...
Вообще весь завод из себя представляет музейную экспозицию.

На линиях розлива можно увидеть инсталляцию со столетним аппаратом для бутылочного налива. Интересно, где только сумели добыть?

В актовом зале солодовенная тележка 50-х годов, за которой я охочусь уже который год.

В актовом зале для нас прокрутили прекрасный фильм на иврите и с русскими субтитрами о древнем пивоварении, о пиве и о компании, а потом предложили чего-нибудь выпить за барной стойкой в виде скандинавского драккара. Меня подвела благоверная, которая намеревалась поехать со мной, но в последний момент отказалась, нарушив обширную программу посещения местных пивнушек, заботливо подготовленную Рафулем. Посему (напоминаю, что я был за рулём) я попросил угостить меня местным безалкогольным напитком под названием «Малти».


По вкусу это квас, но очень и очень сладкий. Сделан он исключительно из карамельного ячменного солода, поэтому у него нет присущей квасу резковатой ржаной составляющей. Как мне показалось, плотность у него повыше, чем у простого кваса, отсюда и вкус побогаче. При этом он достаточно тонизирующий, несмотря на слащавый сдвиг в сторону колы. Получилось такое квасоподобное безалкогольное тёмное пиво. Надо также отметить, что «Malty» – это единственная израильская пивная торговая марка, принадлежащая заводу. Все остальные продукты – это либо лицензия, либо импорт.
- На контр-этикетке надпись «Кошер», - замечаю я.
- А без этого тут нельзя! – отвечает Рафаэль - И не одна надпись. Смотри, вот тут ещё значок. Это ещё более крутой кошерный раввинат. Некоторые признают один раввинат и не признают другой. Приходится получать лицензии разных инстанций.

Попрощавшись с заводом, мы отправились отобедать с Рафаэлем и его супругой Мариной. В Израиле принято обедать в соседних городах. :-) Следуя традиции, мы приехали из Ашкелона в Ашдод. Не буду писать про вкусную трапезу и нашу длинную беседу, а просто приведу интересную фото-зарисовку с улиц Ашдода.


- Нечего удивительного, - сказал Рафаэль, - Вы же тут уже 3% всего рынка контролируете.
Кто бы мог подумать?!
Смеркалось, надо было ехать. Меня очень беспокоил серпантин на обратном пути. На прощанье Рафаэль надарил подарков, среди которых были упаковка Стеллы Артуа, сказав, что именно это пиво варил он сам, и две упаковки Хугардена, сузив мои пивные горизонты.
- Ну, куда мне столько? Сегодня воскресенье, а я улетаю уже в среду, - пытался отнекиваться я.
- Смотри: эта упаковка на сегодня, а две остальных – на понедельник и вторник.

Распрощавшись с Агаевами, условившись дружить домами, я тронулся в путь. Немножко постоял в пробке, дорогу на въезд-выезд перекрыли полицейские с автоматами. Из четырёх полос движения сделали по одной в обе стороны. Искали кого-то… Через пару мгновений кто-то вырубил свет окончательно, чего я так опасался, пришлось двигаться в темноте. 35-ая и 40-ая дороги были ещё освещены, а 31-ая, ведущая к Мёртвому морю, - уже нет. Преодолел арадный серпантин, можно сказать, на ощупь.
На входе в гостиницу я слишком громко позвякивал бутылками. Охранник на входе в вязанной кипе был даже вынужден поинтересоваться, а проживаю ли я тут. Сверился ос списками и пожелал приятного времяпрепровождения. Добравшись до номера не смог удержаться от того, чтобы не попробовать пиво, сваренное Рафулем.


Пиво было тёплым, это и хорошо! Прекрасный соломенный цвет, хорошая пена. Аромат? Скорее солодовый, но намёк на хмель отсутствует, есть что-то сенное. Первый глоток говорит о чём-то медово-карамельном, но очень сдержанно. Тело легкое солодовое, гармоничное, округлое с зерновыми нотками. Есть что-то едва уловимо крахмальное, возможно, кукуруза. В конце появляется немного цветочных тонов и хмелевой горечи. Но хмель тут слишком мягок. Хотя в аутентичной бельгийской версии мы тоже вряд ли найдём серьёзную горечь. Надо бы как-нибудь сравнить израильскую и российскую ипостаси друг с другом. Они обе по 5,0% алк. об. В бельгийской, если мне не изменяет память 5,2. Для этих целей я и притащил одну бутылочку с собой. Она и ещё один подарок Рафуля – Шимей Гранд Резерв стали причиной дополнительной проверки в аэропорту. Чемодан заставили открыть. На вопрос таможенника: «Вы покупали это пиво или его Вам кто-то передал?», я ответил честно, что был на экскурсии на пивоварне в Ашкелоне и получил это пиво там («… and the beer was gotten there»). А о том досталось мне это пиво за деньги или бесплатно, я тактично умолчал. Дело в том, что никакие подарки, передачки нельзя провозить в багаже по строгим и отчасти справедливым правилам местной безопасности. Спрашивают, к примеру, сам ли я паковал чемодан или кто-то мне помогал или даже присутствовал при упаковке багажа.
Послевкусие в меру сладковатое. Пиво в общем и целом неплохое, то, что называется «мягкое». Но не могу сказать, что это именно моё пиво.

На следующий день (не смотря на имеющиеся стратегические запасы пива) я купил другой образец этой пивоварни. Баночка красного Туборга потянула в 9,90 шекелей (1 доллар США = 3,62 шекеля). Но ничего не поделать, в Эн Бокеке стригут купоны с туристов. Ближайший город - Арад, но туда за пивом по горной дороге не я поеду.
Насколько я понимаю, в Дании это пиво уже прекратили варить, а здесь его выпустили ради конкуренции с Голдстаром.
Очевидно, что Туборг Ред сейчас варят только в Израиле. Об это свидетельствует эта забавная и мёртвая страничка в Фейсбуке.
Там последнюю запись, призывающую привлечь больше людей на свою страннику, в июле 2008 года делает Tuborg Red следующего содержания: חברים יקרים...הביאו אנשים נוספים לכאן!!
בשורת הטובורג רד חייבת להישמע(להיכתב?) בפייסבוק


Цвет – медный, автоматически переводит это пиво в категорию венского лагера. Карбонизация достаточно высока, так что пиво пузырилось достаточно длительное время, аки шампанское. Пена вследствие этого осела незаметно быстро. Аромат карамельный и хмелевой. Вкус также предсказуемый. Сначала идёт изюмовая сладость, она сменяется вполне выразительным карамельным и солодовым телом, появляются нотки хмеля. Послевкусие долгое хмелевое. Туборг крепче Голдстара – 5,2% алк. об. против 4,9. Стало быть, он должен быть и плотнее, а для тёмного (нашем случае полутёмного) пива это означает более развёрнутый вкус. Скорее всего, так оно и есть. А может это всего лишь некое психологическое восприятие. Слепых тестов я, конечно же, не проводил.
Но мне показалось, что Туборг насыщенней и ароматнее, а Голдстар - горче. Пред нами два достойных конкурента в одной весовой категории.

Два полутёмных пива местного производства за короткую поездку мною были обнаружены. Это уже хорошо. Однако тёмного пива, за исключением описанного ранее псевдо-стаута, на моём курорте в открытую не продавали. Значит ли это, что его нет вовсе? На это даст ответ следующая поездка…

Представления: 605

Теги: Stella Artois, Carlsberg, Tuborg, Tuborg Red, Израиль

Комментарий от: Mazay, Ноябрь 5, 2010 в 12:16pm
Все три зарисовки очень интересны! После прочтения первой части с нетерпением ждал все последующие :)

По теме этой части:
Стенд, посвященный древнеегипетскому "пивоварению", конечно, колоритно смотрится в той местности, но все современные рассказы про пиво шумеров и древних египтян, на мой взгляд, немного вводят обывателей в заблуждение. Многие представляют себе эдаких фараонов, сидящих за столом с запотевшей кружкой "нефильтрованного живого настоящего" :)) По доступной сейчас информации, процесс производства пива в Древнем Египте выглядел примерно так: из солодовой муки пекли хлеб, который затем разминали и размачивали в воде, получая сусло. Это сусло выставляли на открытую местность, чтобы вызвать брожение (в переводе на современный язык: чтобы подцепить диких дрожжей), затем на несколько дней оставляли в тепле и пили. Судя по этой технологии, по органолептике это должно было быть ближе всего к хлебному квасу, который многие наши соотечественники ставят летом дома, т.е. заметно кислый и практически не газированный напиток с минимальным содержанием алкоголя. С тем, что понимают под пивом сегодня, его роднит разве что использование пророщенного зерна (солода). Поэтому лично у меня упоминания о пиве шумеров и египтян вызывают двойственные ощущения: это действительно история напитков брожения, но в рекламных целях это такая же уловка, как 1516 и "настоящее живое".
Комментарий от: Djons, Ноябрь 5, 2010 в 1:43pm
По какому-то "познавательному" каналу показывали передачу в которой авторы делали пиво по разным древним рецептам (майя, шумеры, египтяне и т.д.). Более-менее похожее на пиво получилось именно египетское и судя по показаниям алкотестеров они им изрядно накачались. Выпили всё в отличии от других. Нормальный ставленный квас же может быть и до 4% алкоголя.
Комментарий от: Mazay, Ноябрь 5, 2010 в 2:15pm
А еще американцы Dogfish Head сварили Midas Touch Golden Elixir, вроде бы как по рецептам, найденным в гробнице царя Мидаса. Не совсем египетское пиво, но, по идее, не так уж далеко от него ушедшее. Судя по отзывам на BeerAdvocate и RateBeer, это вполне себе пиво, светлое, с пеной и медово-грейпфрутовыми оттенками. Оценки критиков, кстати, очень высокие. Только опять же, что значит - воссоздали рецепт? Они пользовались пивными горшками вместо ЦКТ и сбраживали с помощью той культуры дрожжей, которая была распространена в атмосфере тех краев в то время? Не дезинфецировали оборудование? Разливали по глиняным горшкам вместо бутылок и не насыщали пиво углекислотой? Уверен, что в результате пиво получилось интереснейшее (сильно уважаю Dogfish Head, хотя пока ничего из их творчества опробовать не удалось), но в данном случае нельзя говорить о том, что именно этот напиток и пил царь Мидас.
Комментарий от: Юрий Катунин, Ноябрь 5, 2010 в 2:46pm
Ну, дело в том, что артефакты можно собрать по теме именнов этой местности. В общем-то, никто и не утверждает, что израильский Карлсберг делает пиво в соответствии со знаниями и традициями древнейшего пивоварения. Вовсе нет!
Музейная экспозиция призвана рассказать лишь о корнях пива. Ашкелон - ведь древнейший город. Тут история лежит прямо под ногами. И есть энтузиасты, которые смогли собрать такие экспонаты.
Честь им и хвала....
Комментарий от: Mazay, Ноябрь 5, 2010 в 3:07pm
Юрий, полностью согласен. Хочу пояснить, чтобы мои мысли не были истолкованы превратно - я ничего не имею против подобных экспонатов в музеях пивоварения, даже наоборот, посмотреть на такое своими глазами очень и очень интересно. Свою критику я направляю в адрес тех, кто постоянно ссылается на древних египтян, т.к. обычно такие опусы начинаются словами навроде "Пиво - древнейший в мире напиток, еще древние египтяне.." ну и т.д., а заканчивается - "Только живое пиво, которое варим мы, насыщено всеми необходимыми.." ну и тоже так и далее :) Пиво древних египтян с шумерами для многих стало эдаким инструментом доказательства вечности и неизменности пива, потому и ассоциируется у меня с 1516.
Мое брюзжание :) никак не применимо к этой заметке и к музею израильского Карлсберга.
Комментарий от: Юрий Катунин, Ноябрь 5, 2010 в 4:01pm
Ну, это-то да...
Сначала Шумерский Египет, затем 1516, ну, на и в завершении "живое" сваренное по ГОСТу.
Я выслушиваю эту логическую цепочку чуть ли не ежедневно.
Стереотипы засели в сознании людей очень и очень прочно.
Комментарий от: Zheka, Ноябрь 5, 2010 в 4:55pm
Мидас тач - прекрасное пиво, просто волшебное, пил как в бутылочной так и в кеговой версии. Действительно есть сомнения имеет ли оно какое-либо отношение к тому, что пили древние египтяне
Комментарий от: Raful, Ноябрь 6, 2010 в 11:32pm
Хороший репортаж, только дату перепутал - не 25, а 26 января 1995 года, но тебе простительно :-)Приезжай ещё, буду очень рад!
Комментарий от: Юрий Катунин, Ноябрь 7, 2010 в 9:29am
Дату испрвлю сейчас же :-)

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2021   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования