Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Средневековое хмелеводство. Мифология продолжается.

Средние века, хмелеводство… И очередной миф, распространившийся по сети и различным изданиям за последние десять лет.

Однажды армянское радио спросили: «А правда, ли что профессор Амбарцумян выиграл в лотерею «Волгу»?»
«Правда!» - ответило армянское радио, - «Только не профессор, а его водитель, и не выиграл, а проиграл, и не в лотерею, а в преферанс, и не «Волгу», а три рубля».

Тут приведён скан из книги Яна Спенсера Хорнси (Ian Spencer Hornsey) «A History of Beer and Brewing» («История пива и пивоварения») (2003 г., Кембридж, The Royal Society of Chemistry, стр. 307):
«The Benedictine monks from the Hochstift monastery, Freisingen, also in Bavaria, are generally credited with being the first to actually cultivate hops, because documents for the years AD 859-875 mention orchards, fields and humularia, i.e. hop gardens, but there is no cast-iron evidence that the hops were actually used in their monastic beers; they could have been destined for medicinal uses».
«Бенедиктинским монахам из монастыря Hochstift, Фрайзинген (также в Баварии), как правило, приписывают первенство в культивировании хмеля, поскольку документы за 859 - 875 годы нашей эры описывают фруктовые сады, поля и humularia, т.е. хмелевые сады (хмельники), но нет железных доказательств того, что хмель фактически использовали для приготовлении монастырского пива; возможно, он был предназначен для использования в медицинских целях».
Правда ли это? Конечно, всё истинная правда, только НЕ…, А…
Сколько Вы сможете найти ошибок в данном тексте? Мне просто интересно…

1. Город называется не Freisingen, а Freising. Фрайзинг находится в 37 км по прямой от Мюнхена и в двух шагах от мюнхенского аэропорта. Во Фрайзинге находится основанная в 1040 году старейшая в Германии, а, стало быть, и старейшая в мире пивоварня под названием «Bayerische Staatsbrauerei Weihenstephan». И располагается эта пивоварня в зданиях одноимённого монастыря. Отчего же Хорнси не называет монастырь своим именем?

2. Этот монастырь не был бенедектинским в период с 859 по 875 г.г. Началось всё с того, что Святой Корбиниан Фрайзингский, чьи мощи сейчас и покоятся во Фрайзинге, в крипте кафедрального собора, около 718 г., посвященный папой Григорием II в епископы, отправился к герцогу Гримоальду во Фрейзинг (в Баварии), где проповедовал и строил церкви. Около 720-724 г.г. он и построил Церковь Святого Стефана, которая к концу VIII века, видимо, была уже разрушена. В период с 811 по 835 годы шестым епископом Фрайзинга был некто Гитто - Hitto von Freising. Ему и приписывают основание монастыря на месте прежней церкви примерно в 830 году (иногда приводят 833 год, как точный). Изначально монастырь был «имени» Святого Витта (Sankt Veit), затем позднее (непонятно, правда, когда именно) его переименовали в монастырь Святых Стефана и Михаила (Sankt Stephan und Sankt Michael geweihte Kloster). Отсюда и название «Weihenstephan». Но самое интересное заключается в том, что монастырь изначально был Августинского канона. Ещё не было Августинского ордена, он был образован лишь в 1256 году, а вот монахи августинцы-каноники, жившие по Уставу Святого Августина, уже существовали. А в 1021 году монастырь таки бенедектинским стал. Дело в том, что в 1005 году семнадцатым епископом Фрайзинга стал Эгильберг из Мосбурга-на-Изаре (Egilbert von Moosburg), который и пригласил во Фрайзинг бенедектинских монахов из Мосбурга из монастыря Святого Кастула (Moosburger Kloster St. Kastulus).

Слева направо: Hitto von Freising, Anno von Freising и Egilbert von Moosburg

3. «Hochstift» - это не название монастыря из города «Файзингена», это просто вырванная из текста и неправильно переведённая фраза «das Hochstift Freising», в которой подразумевается «епархия Фрайзинга».

4. Слово «Humularia» написано явно с ошибкой с логичным (казалось бы!) образованием от «humulus». Очевидно, что фраза по ошибке заимствована у того же Пипина Короткого с его «et Humlonarias cum integritate» вместе с полями и садами.

5. Разумеется, возникает вопрос: откуда взялись 859 – 875 годы??? Неужели в 875 году хмельники сгорели или вырубили? Или о хмельниках просто писали в исторических документах с 859 года, а затем вдруг перестали писать?
Нет, просто 9 октября умер Анно фон Фрайзинг (Anno von Freising), восьмой епископ Фрайзинга. И вероятней всего, в датах «859 – 875» допущена очередная досадная опечатка. Годы епископства Анно с 855 по 875-ый и никакого прямого отношения к хмельникам эти годы не имеют.
Так откуда же взялась разлетевшаяся по миру цитата Яна Спенсера Хорнси??? Могу только предположить, что отсюда – из книги доктора Йогана Прехтла и Эрнеста Гайсса (Johann B. Prechtl, Ernest Geiss) «Urkunden aus dem Schloß-Archive zu Au in der Hallertau» (Бумаги из замкового архива Халлертау) (1862 г., Мюнхен, стр. 10):

«In der Hallertau wird bereits unter dem Bischöfe Anno 855 bis 875 ein Hopfengarten erwähnt, und zwar zu Gründl bei Baumgarten in der Pfarrei Hörgertshausen, - Beweis genug für das Alter des Hopfenbaues in dieser Gegend».
«В Халлертау во времена епископа Анно (855 – 875 годы) уже упоминался хмельной сад, а именно в Грюндле возле Баумгартена, что в приходе Гёргертхаузен, - достаточно для доказательств возраста выращивания хмеля в этом районе».

На этой же странице, но чуть выше, можно найти и тот самый «das Hochstift Freising»…
Так вот, Гёргертхаузен расположен в 25 км на северо-восток от Фрайзинга, ещё дальше, чем Мосбург-на-Изаре. Это небольшая коммуна, в которой сейчас проживает около двух тысяч человек. Собственно, по пути от Фрайзинга до Гёргертхаузена попадутся деревеньки Грюндль и Баумгартен. Странно, но монастырей в них нет и, вроде бы, никогда не было.

Итожим: хмельники были во времена Анно фон Фрайзинга, но не было ни бенедиктинского монастыря с названием Hochstift в городе Фрайзинген, ни монахов с монастырским пивом или лекарством из хмеля, ни каких-то документов, датируемых 859 – 875 годами. Увы, Ян Спенсер Хорнси слышал звон.

Представления: 641

Теги: мифы, хмелеводство, хмель

Комментарий от: KazuAle, Январь 9, 2014 в 11:04pm
Юрий, исправьте тег на "хмелеводство" :-)

А если копнуть еще глубже. Вот например "проказная" легенда, упоминание которой постоянно встречается в литературе (у того же Джексона и Хиеронимуса, навскидку). В рунете она звучит примерно так:

"В еврейских талмудических комментариях к Библии говорится, что евреи, которые находились в плену в Вавилоне, спасались от проказы (лепры) и не болели этой болезнью только потому, что употребляли изготовленное из хмеля пиво."

Откуда корни этого предания?
Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 10, 2014 в 7:02am

Спасибо за бдительность. Исправил.

Говоря о Ветхом Завете... В нём самом не так уж много мест про Вавилонское пленение, и, конечно же, нет ничего про пиво с хмелем. Я лично стараюсь приводить цитаты и сканы из конкретных источников. Кто и в каком именно талмудическом толковании сделал умозаключение о пиве с хмелем в связи с лепрой, мне просто неведомо. Можно написать Стену и задать вопрос...

Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 11, 2014 в 2:47pm

А как звучит эта фраза по-английски. Перелистал книжку и не нашёл ничего про Талмуд.

Комментарий от: KazuAle, Январь 11, 2014 в 3:06pm
Юрий, у меня сейчас HOPS нет под рукой. У Джексона да, Талмуд не упоминается, просто "records of Jews' captivity in Babylon"(глава the Hop). Может, у Хиеронимуса тоже просто констатация легенды, я не уверен теперь.
Комментарий от: KazuAle, Январь 11, 2014 в 6:25pm
Нашел также у Нельсона в "The barbarian's beverage" на 165 странице в 58м примечании и список источников с упоминанием этой легенды, и возможную причину возникновения: баг при переводе на латынь. Цитату сейчас не вставлю, с телефона это неудобно :)
Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 11, 2014 в 7:48pm

Да, я уже нашёл цитату в Талмуде про лепру... Хмеля правда там нет, как и вавилонского плена. Параллельно нашёл массу интересного. Хоть книгу пиши.

Комментарий от: KazuAle, Январь 11, 2014 в 9:38pm
Ну повилика то там хоть есть в качестве лекарства? Она, кстати, часто паразитирует на хмеле, как я понял :-)
Комментарий от: KazuAle, Январь 11, 2014 в 10:06pm
О, что нашел :) Мартин "Зитофил" Корнелл бичует шесть мифов о хмеле: http://zythophile.wordpress.com/false-ale-quotes/six-more-myths-abo...
Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 12, 2014 в 10:32am

Эта статья Мартына мне также известна. Мне у Хиеронимуса не найти фразы про Талмуд.

Комментарий от: Юрий Катунин, Январь 13, 2014 в 12:26pm

Моё видение таково http://www.beercult.ru/profiles/blogs/talmudhops

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования