Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре


Эта статья, вероятно, немного выбивается из ряда традиционных, но, на мой взгляд, остается вполне в духе пивной культурологии, в связи с чем я и решил ее опубликовать. Почти все мы, когда пробуем новое для нас пиво, стремимся сохранить как можно больше из полученных впечатлений. Многие из нас записывают ощущения, ассоциации, вызванные пивом, кто-то собирает этикетки и пробки, некоторые фотографируют опробованные сорта на память, дабы в будущем была возможность посмотреть на фото, прочитать описание, вспомнить свои переживания, и, возможно, принять решение: пойти ли приобрести это пиво сегодня, либо, наоборот, освежить в памяти указание для себя: «на это деньги не тратить».

 

Сразу оговорюсь, что я не являюсь профессиональным фотографом и не считаю себя таковым. Фотография – одно из моих увлечений, примерно равнозначное увлечению пивом, хотя… пиво все-таки важнее ;) Я просто хочу поделиться некоторым накопленным опытом с участниками сообщества и ни в коей мере не претендую на истину. В качестве примеров буду приводить собственные снимки, благо, их накопилось у меня уже предостаточно, т.к. стараюсь сфотографировать каждый новый для меня сорт. Все картинки кликабельны.

 

Итак, в процессе запечатления пива перед нами стоит две задачи:

1. Главная: максимально точно передать внешний вид пива

2. Второстепенная: получить эстетически приятный снимок

 

Теперь давайте попробуем убить этих двух зайцев сразу.

 

Сваренный дома IPA с американским хмелем

 

Начнем с техники. Здесь главное помнить основной момент: снимает не камера, снимает человек! Фотоаппарат лишь предоставляет возможности, которыми мы можем пользоваться, а можем и игнорировать их. И наоборот – дешевая мыльница капризна, и надо попотеть, чтобы получить должный результат, но при определенной сноровке вполне можно добиться достойных результатов. Техника – это вовсе не основное, что нам нужно в деле фотографирования пива, но все же хорошая техника весьма и весьма помогает нам. В идеале нам потребуется зеркальный фотоаппарат, и вот по каким причинам:

1. Большая матрица, вследствие чего имеем минимум шумов при высоких ISO (светочувствительности), что позволяет нам снимать в условиях плохого освещения.

2. Возможность смены объективов

3. Возможность съемки в RAW формате с последующей обработкой, включая изменение баланса белого.

Радует тенденция последнего времени: у биркультурологов становится больше зеркалок, если судить по самим снимкам и EXIF-данным фотографий. Однако владельцам «цифромыльниц» не следует прекращать чтение на этом месте, т.к. напомню, что снимает человек, а не фотоаппарат, и любые приемы фотографии применимы на всем, что может делать снимки.

 

Снимок на мыльницу Olympus C-55Z: сюжет важнее оборудования.

 

Если говорить про зеркалки, то, на мой взгляд, наиболее подходящий для фотографирования пива объектив – так называемый «портретник» с фиксированным фокусным расстоянием. Для этих целей я использую Nikkor 50mm f/1.8 AF – простой, недорогой, очень качественный объектив с высокой светосилой. Для Кэнонов абсолютным аналогом является Canon EF 50 f/1.8. Если нет желания или возможностей докупать отдельный объектив, то можно использовать и «китовый», т.е. который в комплекте, но на фокусном расстоянии в районе 50мм (следите за отметками на вашем объективе), т.к. именно это фокусное расстояние ближе всего к фокусному расстоянию человеческого глаза, соответственно, кадр получится наиболее реалистичным. Кроме того, с портретным светосильным объективом мы сможем выделить сам объект съемки, размазав фон, чтобы ничего не отвлекало внимание (правда, для этого потребуется выставить соответствующие настройки диафрагмы, но об этом чуть ниже).

 

Важно! Вышесказанное относится к любительским зеркалкам с так называемыми "кропнутыми" матрицами, т.е. размером меньшим, чем 35мм пленка в 1,5 раза у Никонов и в 1,6 раза у Кэнонов. Счастливым обладателям полноматричных зеркалок для наших целей хорошо подойдет объектив с фиксированным фокусным расстоянием 85мм, например Nikkor 85mm f/1.8 или Canon EF 85mm F/1.8.

 

Теперь приступим к процессу съемки. Для себя я выделил один главный критерий, влияющий на то, насколько снимок пива близок к реальному его внешнему виду. Впрочем, профи от фотографии вообще считают этот критерий самым главным в искусстве. Это свет. Именно от него зависит восприятие картины зрителем, т.к. на одной и той же композиции свет сбоку, свет сзади или свет спереди превратит эту композицию в три разных картины, практически ничем друг на друга не похожих. Поскольку мы говорим про пиво, то свет позволит нам запечатлеть истинный цвет напитка, только нужно грамотно расположить источник света.

 

В идеале, проще всего передать цвет пива при естественном освещении (дневном свете), окружающем нас. Если за окном день, и есть возможность вынести пиво на балкон, веранду, во двор, на дачный участок и т.п., обязательно воспользуйтесь ей! Наиболее правдивый внешней вид пива мы увидим тогда, когда свет вокруг равномерен и освещает наше пиво со всех сторон.

 

Paulaner Oktoberfest на балконе

 

Dominus Triple на балконе


Но все было бы слишком хорошо, если бы было так просто. Возможность съемки пива при естественном освещении – это скорее исключение, чем правило, и с этим приходится мириться. Зимним вечером совет выйти на балкон и сфотографировать при естественном освещении становится слегка неактуальным (снимать в полной темноте и при отрицательной температуре, на мой взгляд, несколько бессмысленно). Поэтому тут нужна совсем другая тактика.

Здесь следует воспользоваться следующим правилом: главный источник света должен находиться за бокалом с пивом, иначе отражения в бокале сильно исказят цвет пива на фотографии. В условиях квартиры, бара или ресторана практически всегда можно найти точку съемки, при которой бокал с пивом окажется между объективом камеры и источником света. Например, у себя дома я нашел отличное место на барной стойке, где комнатный свет распределяется равномерно, а лампы в кухонной зоне создают отличный задний свет:

Belhaven Scottish Stout


Hobgoblin

 

Asahi Super Dry

 

Fullers London Pride

 

Лучше всего снимать на открытой почти до конца диафрагме (минимальные значения), тогда мы получим размытый задний фон и явно выделенный объект – бокал с пивом. При съемке на фокусном расстоянии в 50мм, на мой взгляд, идеальной будет диафрагма f/4. Если закрывать ее сильнее (бОльшие значения диафрагмы), то задний план начнет сливаться с объектом съемки, а если открывать (меньшие значения), то глубина резкости будет буквально в пару сантиметров, т.е. в фокусе мы получим либо сам бокал, либо пену, либо логотип на этикетке.

 

Рекомендую по возможности избегать съемки со вспышкой. Исключение составляет лишь внешняя вспышка, которую можно направить в потолок и рассеять свет, но таскать такую с собой, да и вообще покупать ради нескольких кадров – бессмысленно. А главная проблема встроенной вспышки (ее еще называют вспышкой в лоб) в том, что она создает резкие фоновые тени и дает сильное отражение от гладких поверхностей (т.е. пивных бокалов), чем уничтожает реалистичность света. Проведите простой эксперимент: сфотографируйте со вспышкой бокал очень светлого евролагера (без подсветки или светлой отражающей поверхности на фоне), посмотрите результат. В лучшем случае вы увидите на снимке пиво насыщенного янтарного цвета, в худшем – получите бокал с ярким белым пятном (да, это ваша вспышка, а про содержимое уже можно и не вспоминать, т.к. с тем же успехом можно снять и пустой бокал). Чтобы избежать необходимости вспышки, надо подобрать освещение (и помните про основной свет с тыла) и выбрать подходящую светочувствительность на фотоаппарате (на мыльницах 100-200 ISO, на любительских зеркалках смело ставьте до 800 ISO, на профессиональных полноматричных вроде Nikon D700 или Canon 5D – 1600-3200). Это позволит снимать с рук при относительно низком освещении, но помните, что любое незначительное движение фотоаппаратом на длинных выдержках (длиннее, чем 1/30 сек) может дать серьезную «шевеленку», т.е. размазанность кадра, которую спасти уже ничем нельзя. Тут можно сделать так: возьмите фотоаппарат таким образом, чтобы левая рука поддерживала объектив, не напрягайте мышц и нажмите кнопку спуска затвора на выдохе, аки снайпер :) Пользователям компакт-камер сложнее, чем «зеркалистам», т.к. ваш фотоаппарат после нажатия кнопки спуска только начнет выставлять свои авто-параметры и настраивать фокус. Лучше всего опереть фотоаппарат на любую ровную поверхность (да хоть стол, см. пример ниже), прижать его к ней, и только после этого нажимать кнопку спуска затвора. Если есть возможность, воспользуйтесь штативом, лучше этого пока ничего не придумали.

Снято в пражском баре на мыльницу без вспышки. Художественная ценность невысока, но внешний вид передан (за исключением запотевшего от переохлаждения бокала)

 

Бывает, что внешний вид хочется передать более подробно, например, если пиво имеет невероятно липкую пену, очень характерную дрожжевую муть или красивый цвет. Для таких случаев можно сделать несколько кадров, например: общий вид, пена, вид на просвет.

 

Paulaner Hefe Weissbier Dunkel

 

Балтика №6 Портер

 

d’Ecaussinnes Ultramour

 

Greene King Strong Suffolk

 

Зауральские Напитки «Бородинское»

 

 St.Peters Suffolk Gold

 

В конце концов, никто не запрещает экспериментировать, в первую очередь для себя же снимаем:

Murphy's Irish Stout

 

Итак, подведем промежуточный итог относительно техники съемки:

1. Свет должен быть либо равномерным, либо фоновым

2. Идеальное фокусное расстояние: 35-50мм, хотя исключения вполне имеют право на жизнь

3. Диафрагма должна быть открытой, но на светосильных объективах не до максимума, иначе глубина резкости будет очень короткой. Подходящее значение диафрагмы – в районе f/4

4. При недостаточном освещении необходимо опирать фотоаппарат на что-либо, по возможности использовать штатив

5. При съемке с рук в условиях низкой освещенности придется выставлять максимально возможное значение светочувствительности (ISO): лучше получить кадр с шумами, чем размазанный кадр

 

А теперь хотелось бы затронуть тему творчества. Все же, если есть возможность сделать художественный кадр, то обязательно воспользуйтесь ей, т.к. есть шанс, что вы создадите снимок, которым потом будете долго любоваться. Например, если пэйл эль заявлен как «золотистый эль» (Golden Ale), то почему бы не сфотографировать его именно так?

 

Badger Golden Champion

 

Или если с самим пивом все понятно, и оно уже стало столовым, то почему бы запечатлеть на память удачное сочетание этого пива с ужином?

 

Murphy’s Irish Stout & Pork & Chips :)

 

А еще в фотографии существует очень интересный прием, который прекрасно применим к фотографированию пива. Называется этот прием световая кисть. Задумка очень простая:  мы подсвечиваем с разных сторон объект съемки (пиво) во время длинной выдержки фотоаппарата и получаем именно тот взгляд, который нас интересует. Опять-таки есть тонкости:

1. Нам нужен штатив либо очень надежная точка опоры, потому что выдержка (время, когда открыт затвор фотоаппарата, и матрица принимает свет) вынужденно будет длинной, так что малейшее колебание приведет к смазанности картинки.

2. Съемку желательно проводить при минимальном освещении, оставив только фоновый свет: мы ведь все-таки фотографируем пиво.

3. Нам потребуется яркий источник света: например, фонарик или, как вариант, встроенная вспышка в сотовом телефоне

4. Процесс съемки выглядит так: открываем затвор на фотоаппарате (напомню: в нашем распоряжении есть несколько секунд, т.к. выдержка длинная) и за имеющийся промежуток времени светим на объект в тех местах, которые нам надо больше всего подсветить.

 

На результат съемки с применением этой техники иногда бывает очень приятно взглянуть, но лично я не вижу смысла фотографировать все пиво с применением световой кисти. Во-первых, очень высоки шансы «сломать» источник света и исказить настоящий цвет, во-вторых, такая техника требует тщательной подготовки съемки и большого количества дублей, т.к. каждое движение руки (направляющей источник света) будет сильно отличаться от предыдущего, а для того, чтобы запомнить точки, в которые нужно целиться светом, потребуется немало времени и практики. Но результат иногда очень радует глаз, и нет-нет, да невольно балуешься этой техникой:

 

Greene King Abbot Ale

 

Жигули Барное

 

Flensburger Weizen

 

Stortebecker Roggen Weizen

 

В заключение хотелось бы сказать, что это прекрасно – иметь в коллекции такие фотографии, на которые хотелось бы взглянуть и вспомнить свои впечатления и вкусовые переживания. В отличие от репортажей, в постановочной фотографии (а съемки пива относятся именно к ней) главное – спокойно и размеренно подойти к делу, тогда все однозначно получится. Спасибо всем, кто дочитал мою тягомотину до конца :) Комментарии, вопросы, претензии – буду рад обсудить.

 

Представления: 3364

Комментарий от: Юрий Катунин, Май 21, 2011 в 9:03am

Снимаю шляпу...

Статья поставила окончательную точку в необхимости приобретения зеркалки.

Комментарий от: Гари, Май 21, 2011 в 11:12am
Спасибо огромное за статью! Однозначно в избранное!
Комментарий от: Djons, Май 21, 2011 в 12:28pm
Спасибо! Нет времени на изучение фотографии и такое описание приёмов очень пригодится!
Комментарий от: Паша, Май 21, 2011 в 1:55pm

Поправлю, что хотя 50 мм для матрицв 24Х36 мм является штатным, оно все таки дает некоторое искажение и лучше использовать что-то порядка 80 мм (для кропнутых матриц 50 мм как раз идеально, так как и дает искомые 80).

Можно еще добавить, что интересно поиграть с ч/б изображением (тем более что при высоких iso много шумов, а в ч/б шумы смотрятся гораздо лучше). Вот для примера фотографии моего друга (знакомого многим по прежним пивным тусовкам) Вадима (Казначея 4етвертого). Правда в данном случае не пиво, а виски - http://flectar.livejournal.com/tag/whisky У меня где-то лежит большая подборка и его пивных фоток (сделаных еще для Яндекс-пиво), но лень искать.

Комментарий от: Mazay, Май 21, 2011 в 1:58pm

Спасибо за отзывы

Кстати, некоторые из приведенный в пример фотографий сделаны на мыльницу, например Paulaner Dunkel, Бородинское, St.Peters Suffolk Gold и улыбающийся Murphy's. Очень сильно помогает, когда на мыльнице можно вручную выставить настройки выдержки и диафрагмы, а так же скорректировать экспозицию. А в целом, по своим возможностям зеркалка с несколькими сменными объективами, конечно, вне конкуренции.

Комментарий от: Mazay, Май 21, 2011 в 2:01pm

Паша, совершенно верно

Для полноматричных и пленочных фотоаппаратов наиболее подходят объективы с фиксированным ФР 85мм

Забыл упомянуть об этом, сейчас поправлю в тексте

Комментарий от: Паша, Май 21, 2011 в 3:50pm
В общем берем CANON EOS 5D Mark II body (88 т.р. на фото.ру) + объектив CANON EF 85 f/1.2 L USM II (84 т.р. на фото.ру) - и вперед, творить шедевры ;-)
Комментарий от: Mazay, Май 21, 2011 в 4:16pm

Лучше Canon EOS 1DS, 263.900 рублей (там же, на фото.ру) ;)

А если серьезно, то слабо представляется человек, покупающий профессиональную фототехнику для целей запечатления пива на память :) Выше крыши хватит любой недорогой кропнутой зеркалки, а б/у объектив 50мм стоит около 100 долларов. Ну и в целом, не постесняюсь повториться: снимает не техника, снимает человек. В конце концов, можно купить полностью автоматизированное пивоваренное оборудование за полмиллиона евро и варить на нем набор "светлое, темное, нефильтрованное" по прилагающейся инструкции ;))

Комментарий от: Zheka, Май 21, 2011 в 8:10pm

Отличная статья, сам очень долго подбирал для себя параметры - действительно дело не простое.

Мне очень понравилась техника товарища, который в ру_бир на ЖЖ размещал свои шедевры (видимо он из Штатов) - вот пример: http://ru-beer.livejournal.com/380204.html

К сожалению exif отсутствует, но я так  понял что он щелкает на длиннофокусных объективах. Очень красиво получается.http://ru-beer.livejournal.com/379080.html#cutid1

Комментарий от: Максим, Май 21, 2011 в 8:38pm

Автору спасибо за статью! )

От себя добавлю, что не последнее значение имеет место отражения в бокалах, так как мы всегда имеем дело со стеклом. В особенности, это проявляется на тёмных сортах, когда в снимок очень явно попадают "нежелательные"элементы. Совершенно верно автор акцентирует на "благоприятное" расположение источника освещения. Но, к сожалению, это не всегда удается воспроизвести, особенно в барах.

В идеале - отражения следует минимизировать.

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2020   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования