Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

В поисках какой-то информации о пасхальном пиве я набрёл на творение А.С. Петрушевича под названием «Общерусский дневник церковных, народных, семейных праздников и хозяйственных занятий, примет и гаданий» (1866 г., Львов, Типография Ставропигийского института, стр. 40). Здесь мы находим одно очень важное предложение: «На Пасху пьют козмодеьяновское пиво»:

Итак, на Пасху в России было принято пить какое-то козьмодемьяновское пиво.
Что это за пиво такое? Конечно же, это вовсе не то пиво, которое делали в городах с названием Козьмодемьянск или Космодемьянск, коих при ближайшем рассмотрении несколько.
Вероятно, что это пиво варили в день святых Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). Оказывается, что в Православной традиции почитаются три пары святых с подобными именами, жившие в разное время и в разных местах:
• Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября);
• Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля);
• Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября).
При этом все они были целителями-бессребрениками. Римские святые отпадают, поскольку вряд ли пиво могло хранитmся с середины июля до Пасхи следующего года. Остаются даты 30 октября или 14 ноября. Какому празднику отдать предпочтение?

 

На этот вопрос ответ даёт Российский этнографический музей, на сайте которого без труда найти следующую информацию:
«Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.
В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали "кузьминскую вечеринку" ("ссыпчину", братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво.»

 

У нас вырисовывается и конкретная дата праздника и варки, и подтверждение того, что пиво такое существовало.
Отношение конкретного праздника к Пасхе имеет своё воплощение в житиях святых. Братья не брали никакого вознаграждения от излеченных ими. Но вот одна женщина по имени Палладия в знак благодарности за своё исцеление пришла тайно к Дамиану и подарила ему… три яйца, символизируя тем самым Святую Троицу. Дамиан не смог отказать и принял дар. Что мешало Палладии подарить яйца обоим братьями, неясно. Но узнав о факте получения подарка Дамианом, Косма очень обиделся и завещал не хоронить брата вместе с ним. Жили ли браться в ссоре дальшя, неизвестно. Жития после случая с яйцами, переходит сразу на вопрос кончины братьев. Умерли они один за другим. Люди не решались похоронить Дамиана с Космой, ибо последний не разрешил делать этого. На помощь пришёл… верблюд, которого братья вылечили от бешенства, и который на похоронах Дамиана заговорил человеческим голосом. Устами животного Господь объяснил окружающим, что яйца были взяты не как награда, а ради святой Троицы, и повелел нарушить завещание Космы и положить братьев вместе, что и было исполнено.
Почему Палладия подарила именно яйца во имя Троицы? Наверное, по той же причине, что и Мария Магдалина императору Тиберию.

«Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского. Книга Третья. Ноябрь» (1905 г., Москва, Синодальная типография; репринтное издание Введенской Оптиной Пустыни 1992 года, 6-7 стр.)

Куриная тема сама по себе занятна (куриная лапша, курник, яйца, считать цыплят по осени - всё это атрибуты Кузьминок), но нас больше интересует пиво.
В заметке этнографического музея есть одно слово, которое следует уточнить. Для этого обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1882 г., Санкт-Петерубрг, Издательство книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, Гостиный двор, №№ 17-18, Том 4, стр. 316):

ССЫПАТЬ
«ССЫПАТЬ, ссыпать что во что, сыпать, всыпать, высыпать, насыпать. Хлеб ссыпан в закромы, в сусеки.
| -что с чего, ссыпнуть, отсыпать, высыпать часть, сверху. Много насыпал, растрясешь, ссыпь немного! -ся, страд.
| Делать засыпкою складчину, ссыпчину. Давайте, ссыплемся на мирское пиво, сложимся ссыпчиною, сварим на общий счет. Ссыпанье •длит. ссыпанье •окончат. ссып муж. ссыпка жен., •об. действие по гл.
| Ссып, ссыпка, также действие по гл. на ся. Ссыпной хлеб, мешаный, сборный, разных качеств. В запасных житницах хлеб ссыпной. Ссыпки муж., мн. разные, сборные остатки хлеба, ссыпанные вместе. Ссыпня, ссыпчина, ссыпь и ссыпки, ссыпанные вместе припасы, неодинаковые по качеству, не одного урожая и пр.
| Складчина, для общего празднества; крестьяне делают ссыпчины ячменя, солоду •и•др. припасов, для варки к празднику, особенно храмовому, пива и мёду; девки варят в праздник Кузьминки (Козьмы и Демьяна) кашу ссыпчиною, почему и праздник этот зовется ссыпчины, он же бабий, девичий, куриный праздник. Ссыпки и ссыпчины, складчина припасами на пиво (вят. •и•др.) для богатых игрищ и хороводов, кои зовутся тем же именем. Ссыпатель, -ница, ссыпщик, -щаца, ссыпающий что-либо.»

 

Владимир Иванович удивительным образом открывает нам глаза на коллективное пивоварение. Козьмодемьяновское пиво – не индивидуалистично, но общественно.
Каким это пиво было? Вероятно, тёмным или полутёмным. Вероятно, достаточно крепким, т.е. сильно выбродившим, а иначе как бы оно хранилось не менее четырёх месяцев? Рецепта козьмодемьяновского пива нам, конечно же, так сразу не найти. Но мы можем попытаться возродить саму традицию. Отчего нет? Тезисно это может выглядеть следующим образом:
1) Пиво варится 14 ноября на Кузьминки.
2) Варка обязательно носит ссыпной, сиречь коллаборационисткий характер. Это означает, что в варке принимают участие не менее двух пивоваров.
3) Желательно, чтобы пиво варилось в соответствии с какой-нибудь исторической рецептурой.
4) Приветствуются традиционные технологии – корчажное пивоварение, либо котловое (с пожигом или сахтиварение).
5) Фестиваль козьмодемьяновского (ссыпного) пива проводится на Пасху следующего после Кузьминок года.
6) Символом акции избирается верблюд. Приветствуютя предложения по логотипу.
7) Названия сортов - коллективное творчество пивоваров, участвующих в акции. В оформлении этикеток в случае бутылочного пива обыгрываются яйца или верблюд.
Полагаю, может получитmся безумно интересное мероприятие, даже два – сама варка в стиле «big brew», но с совместным уклоном, а также пасхальный фестиваль пива. До ноября у нас есть время на подготовку. Предлагаю высказываться по существу. Критика и предложения только приветствуются.

Представления: 1414

Теги: Пасха, пасхальное пиво

Комментарий от: Mager, Апрель 17, 2012 в 3:43am

А березовый сок мы ж планировали собирать. Или, поздно уже?

Комментарий от: Юрий Катунин, Апрель 17, 2012 в 8:51am

Это другая тема. Не поздно. Одно такое пиво будет варится уже на следующей неделе.

Комментарий от: Jose, Октябрь 17, 2012 в 5:44pm

Мы попробуем сварить такое пиво. Очень интересно, что из этого получится, так как состав будет очень нестандартный.

Комментарий от: Сырус, Октябрь 25, 2012 в 12:08pm

Интересно, а как хранили, то есть выдерживали такое пиво?  Почти 6 месяцев выходит - от Кузьминок до Пасхи. 

Оставляли в бочках? Или все же разливали в стекло? Не очень представляю, насколько было распространено стекло, то есть была ли возможность у крестьян использовать бутылки? 

http://www.beercult.ru/profiles/blogs/k-voprosu-o-tradiciyah

Здесь, как средство хранения,  упоминаются "лагуны", но и речь идет о пиве скорей повседневном - сварили, выбродили, выпили.  Были ли те самые лагуны достаточно герметичными, чтобы сохранять углекислоту пол-года?  Или же крестьяне об этом и не заботились (равно как и о возможном подкисании)? 

В общем,  главный вопрос - если варить космодемьянское пиво дома, стоит ли слегка разгерметизировать место хранения - чтобы точней соответствовать духу истории? 

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2020   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования