Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Клео МакДауэлл в далёком 1988 году произнёс: «У них золотые арки, у меня золотые дуги», и миллионы кинозрителей захохотали и продолжают смеяться, каждый раз, когда вновь и вновь смотрят этот фильм.
Что такое отсутствие фантазии? Каковы причины его возникновения? Вероятно, это своего рода творческая импотенция. Дисфункция приходит внезапно и некстати. Вроде бы помнишь, как оно могло бы быть, но уже не можешь. Сейчас мы не будем углубляться в симптоматику, выяснять причины психологического или органического характера, одно можно сказать, что виагрой в этом случае на какое-то время может служить либо откровенный плагиат, либо, увы, жалкие пародии. Однако, не стоит забывать, что виагра – это отнюдь не лекарство и в результате она может привести не к излечению, но лишь к усугублению расстройства.

- Я, - Сказала буква «Я», - Главная-заглавная!
«Буква Я», Борис Владимирович Заходер, 1947 г.

Самопровозглашённое звание крафтового пивовара по каким-то непонятным причинам позволяет считать себя Гудвином, Великим и Ужасным. Эта мегаломания, как правило, приводит к переоценке своей важности. Такое этическое понятие, как порядочность, стремление не нанести умышленного или неумышленного вреда окружающим, выносится за скобки поведения. Но поскольку, Вы в своих фантазиях уже Гудвин, то Вы считаете, что Вам всё дозволено, а все остальные просто не достойны Вашего снисхождения.
Однако, чрезмерное любование своим величием носит порой саморазрушающий характер, ибо достоинств зачастую никаких и нет. Есть лишь грубые неотёсанные брёвна, но чтобы внимание окружающих не концентрировалось на них, всё сводится к поиску и созерцанию соринок у других. На выручку приходит тактика Моськи. Нет-нет, не Бобика, а именно Моськи. Почему? Да, потому что фантазия, как мы уже выяснили, отсутствует, а вместе с ней и какие-либо моральные нормы.

«… а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает»
«Слон и Моська», Иван Андреевич Крылов, 1808 г.

Если идея крафтового пивоварения скатывается лишь к тявканью Моськи, то она сама по себе глубоко несимпатична, ибо автоматически становится в ряд к любимым забавам живопивоваров, сводящимся к косноязычному повествованию, почему же макро-пивоварни плохи. Но к живопивоварам мы уже давно привыкли, а на их навязшие в зубах «сентенции» никто уже давно не обращает внимания, ибо рассчитаны они на людей, не обременённых элементарными знаниями. Неужели исключительно на этом могут основываться т.н. «Особенности маркетинга сортов малых и крафтовых пивоварен»?
Итак, Вы сделали выпад в адрес большой пивоварни и тех пивоваров, создавших пиво, над которым Вы вздумали потешаться. Вы сами от этого мгновенно стали лучше? Вы совершили политический акт, выразили свою гражданскую позицию?
И от этого Ваше пиво тут же преобразилось в лучшую сторону? Что Вы сами-то можете? Что Вы сами сделали на ниве пивоварения? Что Вы из себя представляете?

- Вы обладаете многолетним опытом пивоварения?
- Нет?
- У Вас академическое образование или у Вас огромный багаж знаний в области пивоварения?
- Нет?
- Может быть, Вы уже внесли в копилку пивоварения свой вклад настолько, что Ваше имя навсегда увековечено в истории, а благодарные потомки будут вспоминать его со слезами умиления на глазах, каждый раз поднося ко рту бокал с пивом? Может быть, Вы сделали какие-то открытия, изобрели какой-то новый прибор или механизм для пивоваров, разработали новую технологию? Может быть, Вы ведёте какие-то фундаментальные научные исследования? Вы вывели новые дрожжи? Может, Вы вырастили новый сорт хмеля или ячменя? Как сделали они, большие…
- Тоже нет?

- А может, Вы не просто «фигачили» специи без всякого разбора в линейку стандартных сортов окрестных мини-пивоварен, поскольку Вам было просто лень хотя бы заглянуть в сборник рецептов для домашних пивоваров, но сами придумали какой-то новый стиль, новый выдающийся сорт, какое-то новое уникальное направление в пивоварении?
- Вроде тоже нет. Ничто не взорвало пивоварение изнутри, ни один Ваш экзерсиз.

- Наверное, качество того пива, которое Вы якобы варите сами, превосходит качество пива больших пивоварен?
- Тоже нет?
Вот об этом давайте и поговорим. Не сложно ведь сделать простейшие лабораторные испытания.

Заявлены параметры 12,5% на 4,6%. Но по факту они другие - 11,36% на 5,35%. Не попали. Всё равно, что пытались навернуть гайку на болт большего размера.
Цвет – 32, рН – 4,17, кислотность – 2,8, горечь – 17 IBU. Бог с ними, с параметрами, если бы не степень сбраживания. RDF тут – 73,2, что свидетельствует, в сущности, о «лагерности» брожения. Подтверждает это и наличие 16 000 дрожжевых клеток на 100 мл пива. Иными словами перед нами не эль вовсе.
На фразу «Полутемный эль английского типа», которая гордо значится в описании, хочется только улыбнуться.
Снятые спектры в свою очередь говорят нам о том, что пиво подкрашено солодовым экстрактом, скорее всего, Sinamar’ом. В этом нет, в сущности, ничего плохого, но рассматриваемый brown ale превращается в подкрашенный лагер.
Микроскопирование пива говорит о его значительном, не поддающемся осмыслению заражении палочковидными молочнокислыми бактериями. На поверхности среды наблюдается сплошной рост. Уровень заражения таков, что один из ведущих микробиологов страны схватился за голову, не сумев посчитать их количество. Как это соотносится с нормативными документами, определяющую нашу безопасность, решать соответствующим инстанциям, но вряд ли бы они выдали декларацию соответствия ГОСТ Р на подобное пиво. А если вдруг возникнет прецедент разбирательств, то он, безусловно, нанесёт существенный урон не только крафтовому пиву, но и всей отрасли в целом.
Но великим и ужасным нет дела до подобных мелочей.
Что ещё? Хочется также посочувствовать коллегам из «Северной пивоварни», которые приняли участие в этом проекте, и которые, судя по всему, не имеют представления о скорости съёма сусла из вирпула данной конструкции и разрушении брухового конуса. Собственно, все бруховые композиции без труда можно узреть в этом пиве.

И к Капитану Очевидности можно не обращаться, дабы выяснить, какой же именно из Бобиков сдох. И так всё ясно.
И если идея крафтового пивоварения сводится к тому, чтобы банальный мини-пивоваренный лагер, да ещё и заражённый, подкрашивать Вайерманновским Sinamar’ом и называть его браун-элем, то можно считать, что крафт умер, даже не родившись. Вернее, в данном конкретном случае, «Дохлый Бобик» тут же умер, родившись уродцем. А вместе с ним умерли и отношения с автором.
Возникает непраздный вопрос – Почему происходит подобное? Отчего пиво, откровенно посредственное (если не сказать большего), преподносится в качестве крафтового? Среди апологетов движения бытует мнение, что если крупные пивоварни начнут варить крафтовое по своей сути пиво, то это подорвёт саму основу крафтового пивоварения. А разве подобная имитация непонятно чего не наносит вред крафту в самом начале его пути? Какой вывод сможет сделать неискушённый ум, стремящийся стать крафтовым неофитом, попробовав это? Не последует ли горькое разочарование?
Поставьте себя на место новичка. Вам наливают подобное пиво и называют его крафтовым. Чем оно отличается от живого? Нечем. Ваша реакция? Предсказуема.
Перефразируя БГ, можно было бы сказать: «Крафт мёртв, а я ещё нет», но мы ведь имеем дело лишь с типичной подменой понятий — и сам объект выдаётся за таковой, каким он заведомо не является, и само понятие крафта трактуется заведомо неверно.
Нет, вместе с «Дохлым Бобиком» крафтовое пивоварение не умерло, у него есть будущее, но оно другое. Совсем другое.

P.S. 22.03.2014: Весьма показательно и, я бы даже сказал, поучительно развернулась дискуссия. Как и предполагалось, все пивовары, с которыми удалось пообщаться, за исключением лишь одного, выразили своё недоумение, возмущение и даже негодование по поводу конкретного случая. Всем абсолютно понятно, что поступок неэтичный и заслуживает всяческого порицания и осуждения. Никакой лингвистической экспертизы не нужно, чтобы узреть негативную коннотацию в названии.
Признаться, хотелось вовлечь в дискуссию самого автора пива, или как он сам себя называет, «авторский коллектив», дабы выяснить мотивы его поступка. Увы, сначала «авторский коллектив» как-то неуверенно высказался, что «Дохлый Бобик» - это не что иное, как оммаж, некий акт уважения. Но отчего же никто, в чей адрес было выражено это уважение, не сумел его прочувствовать, но восприняли сей демарш, исключительно как форму издевательства?
Затем последовал пассаж про Алкивиада и обрубленный хвост у собаки, де хороший PR так и задумывался. На этом всё…
Меня, в общем-то, не удивляет, что по-человечески извиниться, признать свою «авторский коллектив» не может, не может переступить через свою гордость.

Меня также не удивляет, что мнения пиволюбов, бирофилов, биргиков и прочих пиво-ориентированных пассионариев предсказуемо разделились. К счастью совсем небольшая часть высказалась в том ключе, что ничего обидного ни в названии, ни в этикетке усмотреть нельзя, а сей опус следует рассматривать, как некую шутку, а вот опубликованная статья напротив выглядит весьма обидно. Однако, при этом чётко сформулировать смысл шутки, идею, сорта и что же именно имел в виду создатель «Дохлого Бобика», никто так и не смог.
Тут я должен вновь выразить свою позицию, которую я уже неоднократно пытался донести: если нет ничего обидного в «Дохлом Бобике», то и в статье ничего обидного искать не стоит.
Но некоторые пошли дальше и развили мысль до крайности, что нет ничего
плохого в том, чтобы троллить большие пивоварни. По их мнению, троллинг позволяет поддерживать пивоварни в тонусе. А вот «обличительные статьи» - это тысяча ножей в спину пивной революции.
Увы, до тех пор, пока пивное сообщество не изживёт в себе потребность в троллинге, будет пытаться оправдывать столь одиозное поведение своих членов, притворяться, что не видит никакой этической проблемы, или действительно не в состоянии видеть очевидного, и речи о каком-то развитии, о какой-то пивной революции быть не может. Если наше пивное сообщество не будет обременять себя моральными комплексами и по-прежнему стоять на позициях радикальной риторики, де всё маленькое (всё равно какое) хорошо, а всё большое по определению плохо, и именно это даёт право на оскорбления, то оно скатывается плоскость живоварения и прочего животворчества.
Последние года три все увлеклись уже ставшей традиционной забавой рядиться, что же из себя представляет крафтовое пивоварение, кого можно считать крафтовым пивоваром, а кого нет. Все как мантру репитуют на разные лады определение Чарли Папазяна о размере, о степени независимости, о традиционности и в то же время новаторстве. Но поразительно то, что никто не говорит о творчестве и об этике взаимоотношений. А между тем, называя себя крафтовым, мне видится, что пивовар должен понимать, что вступает в своеобразный виртуальный профессиональный и творческий союз.
Крафтовый пивовар должен руководствоваться творческим подходом в своей работе, дорожа своим именем и репутацией, должен осознавать, что крафтовое пивоварение и вопиющее дилетантство – это разные вещи в пространстве и во времени, отдавать себе отчёт, что отношения между пивоварами должны основываться на взаимном уважении, а не троллинге. Мне бы очень хотелось, чтобы так и было… Но… Но на этом и закончим.

Представления: 5257

Теги: craft, Крафтовое пиво

Комментарий от: Иван Белецкий, Март 11, 2014 в 9:24am

Практически все пиво "Северной пивоварни" с теми или иными дефектами вкуса. 

А это, получается, уже третья инкарнация "Курортного" - после, собственно, "Курортного" и "Красного прибоя" ))

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 11, 2014 в 9:33am

Иван, я даже не знаю, кто именно теперь там пивоваром трудится, а за Курортными я, признаюсь, не слежу.

Комментарий от: Иван Белецкий, Март 11, 2014 в 9:40am

Да я тоже не слежу, просто дико не понравилась история, когда его же, но подаваемое под азотом, начали продавать как новый сорт. 

Комментарий от: Djons, Март 11, 2014 в 10:54am

Как обычно, Юра ответил экспрессивно :) Тем не менее, "исследование под микроскопом" зело интересно. Действительно, с фактами в руках более правильно оперировать, нежели просто утверждать "ваше пиво...". Да и результаты исследований более чем любопытны. И всё же, делать обобщение о глобальном вреде магерского пива я бы не стал. Первые его опыты (Гадкий Санта и т.п.) были интересны. И Саммерс Бел мне тоже понравился. А эпатажность, противопоставление себя крупным, стёб над крупными - таковы законы жанра. Не думаю, что на это надо сильно обижаться.

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 11, 2014 в 11:12am

Саша, я говорю не о всём пиве, и не о чём-то глобальном, но о конкретном случае. И не хотелось бы, чтобы это превратилось в тенденцию.

Стебаться? Ну, ради бога! Но и мы вправе простебаться. Разве нет? При желании можно размеры стёба многократно увеличить. Но я надеюсь, Сергей сделает правильный вывод.

Комментарий от: Djons, Март 11, 2014 в 11:27am

По сути ты прав.

Комментарий от: Иван Белецкий, Март 11, 2014 в 11:32am

Юра, а конкретную расу дрожжей определить нельзя?

Комментарий от: Дмитрий, Март 11, 2014 в 11:43am

При желании можно размеры стёба многократно увеличить. Но я надеюсь, Сергей сделает правильный вывод.

Все же стёб и угрозы это разные вещи... 

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 11, 2014 в 11:43am

Можно, конечно, и генерацию тоже. Всё это есть в отчёте. По понятным причинам я привёл не всю информацию.

Комментарий от: Юрий Катунин, Март 11, 2014 в 11:46am

Дима, побойтесь бога! Какие угрозы? Читайте то, что написано, а не додумывайте.

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования