Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

К вопросу о портере на Крымской войне мы ещё вернёмся. Но как вы думаете, с чего началось присоединение Крыма к Российской империи в 1783 году? Будете смеяться, но тоже с портера. Обратим свой взор на издание «Россия и Турция. От возникновения политических между ними отношений до Лондонского трактата 13/25 марта (включительно). Исторический очерк Д. Бухарова» (1878 г., Санкт-Петербург, Типография Ф.С. Сущинского, Екатерининский канал, д. 168; стр. 31):

«В то время князь Потёмкин, изумлявший весь мир своею эксцентричностью, заверил Императрицу, что присоединение Крыма последует без всякого кровопролития. Генерал Суворов, командовавший армией, расположенной возле Ейской крепости, получив от князя секретные инструкции, стянул к Ейску войска, и в 1783 году пригласил на пир всех татарских старшин; более 5000 мирз приняли приглашение и явились на зов. Пир был на славу: поглощено 100 быков, 800 баранов, 500 вёдер водки и столько же портера.
Признавая себя бессильным сдерживать беспрерывно возникавшие возмущения Сахим-Гирей по возвращению с пира объявил, что отказывается от власти, предоставляя своим подданным избрать нового властителя, сам же он желает только жить в его среде как верноподданный России. При этом было прочтено воззвание князя Потёмкина, сулившего татарам высокое покровительство Императрицы под условием принесения ими присяги на подданство Её Величеству. Воззвание было единодушно принято – присяга принесена перед стоявшими под ружьём войсками с энтузиазмом, возбуждённым громом пушечной пальбы, звуками музыки и шумом пиршества, продолжавшегося ещё лишних два дня; несколько старшин были приняты на службу в русскую армию офицерами.
Тем временем высшие чины армии Суворова разъезжали по Крыму, приводя всюду к присяге его жителей».

А вот ещё одна зарисовка, переведённая с немецкого, напечатанная в Лондоне: «History of the campaigns of Count Alexander Suworow-Rumnikski, field-marshal-general in the service of His Imperial Majesty, The Emperor of all the Russians with preliminary sketch of his private life and character» («История походов графа Александра Суворова-Рымникского, генерала-фельдмаршала на службе Его Императорского Величества, Императора всех русских, с предваряющим описанием его личной жизни и характера», 1813 г., Лондон, W. Green and T- Chaplin, l1Crane-Court, Fleet-Street, стр. 53-54):

«On this occasion the troops were distributed in proper order, and in several divisions in the environs of Jay; and when divine service was concluded, the Nogay chiefs assembled, and in the presence of Suworow publicly swore on the Koran fidelity and homage to the empress. They afterwards went to their tribes and made them take the same oath. The whole of this ceremony was performed with the greatest solemnity, amidst the continual discharge of artillery and songs of joy. Several of the Tartars received appointments in the Russian service, the oldest being made staff officers and some others subalterns.
When the whole was concluded, a grand feast was given in an immense open place in the wilds. The guests were seated on the ground in the manner of the Tartars, and distributed in a number of small groups, all placed according to their rank. The dinner consisted principally of boiled and roast meat: a hundred oxen and eight hundred sheep were killed on the occasion and as the laws of the Tartars did not permit them to drink wine, but only «Sago brandy» five hundred eimers (thirty two thousand pints) of that liquor were provided, and the company allowed to drink at pleasure; besides which English porter was served to the chiefs who dined at Suworow's table. This party drank healths in a large cup, which was handed round the table accompanied by discharges of cannon, and continual cries of joy and of «Urrah» and «Allah!». The other companies did the same, and mirth and happiness prevailed throughout the scene. Russians and Tartars were mingled together, and after dinner races were performed on all sides between the Tartars and the Cossacs. Some of the Tartars died in consequence of drinking to excess, which they consider as an honour in their great feasts. In the evening a second feast was served which continued great part of the night.
A similar entertainment was given the following day the 29th of June, which was that of St.Peter and St.Paul, the grand duke's patron, when a breakfast was given, after which the Tartars took their leave embracing the Russians as brethren.
Immediately after the oath had been taken, Suworow sent a courier to Prince Potemkin with this act of faith and homage of the Tartars. Those of the Crimea soon followed their example».
«В связи с этим войска были распределены надлежащим образом, и в том числе несколько дивизий в окрестностях Ейска; а когда богослужение завершилось, ногайские старейшины собравшись и в присутствии Суворова публично клялись на Коране на верность и подданство Императрице. Затем они отправились в свои племена и заставили их принять ту же самую присягу. Вся эта церемония была проведена с величайшей торжественностью под непрерывную артиллерийскую канонаду и песни радости. Некоторые из татар получили назначения на русскую службу, старейшин сделали офицерами штаба, а некоторых – младшими офицерами.
Когда всё свершилось, был устроен грандиозный пир на огромном пространстве в степи. Гости сидели на земле по-татарски, разделены на небольшие группы и распределены в соответствии с их рангом. Обед состоял главным образом из вареного и жареного мяса: по случаю которого было заколото сто волов и восемьсот овец, а поскольку законы татар не позволяют им пить вино, но только «саго бренди» (вероятно, имеется в виду буза или даже ракия – прим. Ю.К.), было предоставлено пятьсот эймеров (тридцать две тысячи пинт) этого напитка, и компании разрешили пить в своё удовольствие; а кроме того, старейшинам, которые обедали за столом Суворова, подавали английский портер. Эта группа пила за здравие, передавая большую чарку вокруг стола под пушечные выстрелы и непрекращающиеся крики радости «Ура!» и «Аллах!». Другие группы сделали то же самое, и радость и счастье преобладали повсюду. Русские и татары смешались вместе, а после ужина были устроены скачки между татарами и казаками. Некоторые из татар умерли в результате чрезмерного употребление алкоголя, что почитается ими за честь во время их больших праздников. Вечером было организовано второе пиршество, которое длилось большую часть ночи.
Подобное празднество было устроено и на следующий день 29 июня, в день святых Петра и Павла, покровителей великого князя, когда подали завтрак, после чего татары простились, обнимая русских как братьев.
Сразу же после того, как клятвы были приняты, Суворов послал гонца к князю Потемкину с этим актом веры и присяги татар. Вскоре и остальные в Крыму последовали их примеру».

В обоих отрывках фигурирует портер, по-разному, но играет свою роль, не ключевую, конечно, но он явился неким атрибутом событий.

Следует привести ещё одну цитату:
«Буза — напиток, бывший у нас в употреблении в старину, перешел от татар. Приготовлялся он преимущественно из проса, а также из гречневой и овсяной муки по способу приготовления браги, вкусом походил на нее, но только был без хмеля…
В настоящее время буза любимый напиток в Туркестане (преимущ. у татар), встречается также в Крыму и у казанских и рязанских татар. Туркестанская буза сходна с кумысом и отчасти с пивом, приготовляется из крупно молотой рисовой муки и имеет цвет молочно-белый. Буза пшеничная наших казанских и рязанских татар отличается от первой и меньшим содержанием спирта и большим белковых веществ. Еще более отличается от туркестанской и даже последней буза крымская, приготовляемая из проса, а также и из пшеничной муки; она представляет серый напиток, напоминающий своим вкусом кислые щи, т. е. немного кисловато-сладковатый. Более кисловатая буза действует опьяняющим образом и носит название «хмельной». (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IVa (1891 г.), стр. 857).
Тему крымской бузы, разумеется, надо будет раскрыть отдельно, ибо она представляет из себя прекрасный образец исторического протопива.

Представления: 171

Теги: Крым, портер

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2018   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования