Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Помню, года три назад здесь на «Пивном культе» развернулась дискуссия, как правильней перевести «Craft brewing». Русофильствовать в московской манере отчего-то начал Сергей «Магер» Григорьев, де негоже нам, бояре, басурманскими терминами оперировать, пора бы наше своё понятие придумать для зарубежного в основном явления. И начался поиск кальки и синонимов. Я же попытаюсь пробежаться по некоторые из них со своими сугубо субъективными репликами.
«Авторское» никоим образом не раскрывает сути явления. Позднее это подтвердил случай с тиньковскими экзерсизами. Эти «авторские» сорта, несмотря на свою неординарность, как ни крути, не являются крафтовыми.
«Ремесленное» или «кустарное» носят явно негативную коннотацию. Кустарщина и ремесло – это скорее удел живопивоваров, именно поэтому-то в период живопивоваренной истерии с разных сторон предпринимался ряд безуспешных попыток ввести термин «ремесленное».
«Рукодельное» звучит несколько наивно, поскольку вызывает прямые ассоциации о бабушках со спицами или пяльцами. А «рукотворное» - вообще опасно, ибо может привлечь внимание мужчин с окладистыми бородами, ряженных в казачьи папахи и штаны с лампасами, которым, в общем-то, не ясна существенная разница между «рукотворным» и «нерукотворным», но они всегда будут с пеной у рта отстаивать основы, как им кажется, веры.
«Цеховое» отсылает нас отчасти к неким производственным союзам, а отчасти к масонству, а это опять лишнее общение с всё теми же мужиками в косоворотках. К тому же самих цехов у нас не слишком много, явно недостаточно.
Василеостровское «пиво ручной работы» слишком длинно, сродни с «рукодельным», и оно уже как бы василеостровское.
К единому мнению участники диспута так и не пришли, но предложенный тогда мной неологизм «крафтовое», извлечённый откуда-то из подсознания, как это ни странно, прижился, вошёл в широкий обиход и упрочился в нём до степени включения в словарь современного русского языка. Возможно, это когда-то и произойдёт. (NB: Но лично я не вешаю себе медали на грудь и вовсе не претендую на авторство термина).
Конечно, можно продолжать бороться за чистоту великого и могучего, но тогда следует пересмотреть, скажем, все мореходные жаргонизмы с их рангоутом и такелажем, да и пивоваренные в том числе. Ну, что это вообще такое «вирпул» или «форфас»? Они ведь уродуют нашу речь, давайте примемся искать какие-то славянские аналогии. Прекрасно подойдёт «Водоворот» и «Ёмкость для хранения пива». Но всё это мы оставим для эстетствующих поборников за русский по-русски. Желающие могут предложить Л.А. Вербицкой для её «Давайте говорить правильно» найти достойную замену «крафтовому», но лично я этого делать не буду. Отчего-то не хочется.
А мы в своих спорах порой забываем, что синонимы выражают лишь сходные, но не одни и те же понятия. Есть уже устоявшийся термин «крафтовое», и меня он устраивает. Теперь давайте разберёмся, что же это такое? Самое время.

Народное рукоделие

По идее «кафтовость» должна подразумевать под собой не какие-то миниатюрные объёмы производства, а его сугубо непромышленный характер. Сам термин означает, что пиво должно вариться каким-то традиционным народным способом, на нехитром оборудовании, передаваемом от отца к сыну, или сделанном своими руками.
Сами подумайте, под хендикрафтом (handycraft) всегда понимаются традиционные ремёсла, а на всевозможных ярмарках мы ожидаем увидеть поделки гончаров, кузнецов, стеклодувов, вышивальщиц, сделанные своими руками. А если тех же ярмарках присутствуют еда и напитки, то они в обязательном порядке должны быть приготовлены в традиционной манере, отражать национальные особенности. Сколько бы индивидуальной не была молекулярная кухня, она не вписывается в народный «крафт».
Много ли мы знаем пивоваров у нас в стране, которые приготовляют корчажное или пожигное пиво? Я лично не знаю ни одного. Да, мне известны единичные опыты энтузиастов сварить пиво по «традиционным технологиям», если так можно выразиться, но это скорее исключение из правил. По-прежнему существуют чувашское, мордовское, осетинское пиво. Есть финский сахти, уж, что-что, а его следует считать прото-пивом. Но почему-то все эти стили никто не назовёт «крафтовыми».
А много ли мы знаем пивоваров за рубежом, которые варят пиво кустарным способом? Да, в общем-то, тоже можно по пальцам пересчитать.
История про «Nøgne Ø» о том, как своими руками создавались варочные котлы и бродильные чаны, трогательна. Но также очевидно, что после того, как пивоварня прочно встала на ноги и перешла на новый уровень, то тут же обзавелась оборудованием получше.
Датская фермерская пивоварня «Bøgedal», в которой варочный котёл разогревается дровянной печкой, нет ни одного насоса, где пиво перетекает из чана в чан, а затем и по бутылкам само собой с уровня на уровень, а скорее атипична. При этом «Bøgedal» не пытается наделать тех самым IPAев, имперских стаутов, сезонов или гёзов. Пивовар, а по совместительству и владелица предприятия Гитте Холмбойе (Gitte Holmboe) признаётся, что не может воссоздать одно и то же пиво от партии к партии технологически, а посему все варки уникальны, и в этом есть определённый шарм.

Пиво у Гитте необычно своим богатым вкусом, сложно текстурой и одновременно какой-то изящной гармоничностью. Но сама она себя крафтовым пивоваром не считает.
А можно ли назвать «крафтовой» берлинскую пивоварню «Schalander»,в которой Максимильян Лиссик (Maximilian Lissek) варит в кастрюльках? Нет, никто не посмеет этого сделать, ибо в его репертуаре столь ненавистные для рядового биргика хелль, самый обыкновенный вайцен, а из специальных будет лишь какой-нибудь шварц. И тут мы вплотную подходим к важному аспекту крафтовости.

Трудно с позиций народных промыслов упрекнуть в чём-то бабушку, которая печёт хлеб в русской печи, а при этом покупает муку и сухие пекарские дрожжи в ближайшем универсаме, а не сама истирает зёрна на жерновах и делает закваску. Трудно упрекнуть пивовара, который для своего пива использует гранулированный хмель и также сухие дрожжи, приготовленные промышленным способом где-то совсем далеко.
Но следует признать, что 99,9% пивоваров, называющих себя «крафтовыми», варят пиво на современном оборудовании, используя современные технологии, а их рецептуры никакого, абсолютно никакого отношения к историческим или народным не имеют. (Пока мы умышленно не поднимаем вопрос о рецептах случайно найденных в кирпичных кладках, на чердаках или на раскопках курганов древних завоевателей. Но всё же при всём уважении к Каладжионе специи, купленные на современном арабском базаре, не означают, что пиво, сваренное с ними, автоматически станет древнеегипетским).
Это наглядно свидетельствует о том, что изначально для описания рассматриваемого нами явления произошла подмена понятий. «Крафтовое» - это вовсе не традиционное народное пиво, не пиво, сделанное вручную при помощи самодельных инструментов, не из сырья, выращенного самими пивоварами. Тогда что же?

Пивоварня должна быть маленькой (?)

Именно эта мысль всегда эксплуатируется мини-пивоварами до тех пор, пока они не вырастают в размерах. Затем крафтовость размывается, и о размерах тут же забывают, или пытаются пересмотреть цифры.
Для начала зададимся справедливым вопросом - Откуда взялись 6 миллионов баррелей в год, определяемые американской Brewers Association в качестве пограничной для крафтовости, если мощность Бостонской пивоварни, самой большой крафтовой пивоварни составляет около 2,7 млн. баррелей? Шесть миллионов, почему не пять или четыре? Почему не три? Цифру 6 миллионов приняли на вырост? Или может быть благородная цель была просто отсечь кого-то из больших пивоваренных компаний от участия в крафтовой тусовке?
Ответ столь же банален, как и вопрос. По результатам 2012 года крупнейшие американские пивоварни расположились в следующем порядке:
1. Anheuser-Busch Inc. (St. Louis)
2. MillerCoors (Chicago)
3. Pabst Brewing Co. (Los Angeles)
4. D. G. Yuengling and Son Inc. (Pottsville)
5. Boston Beer Co. (Boston)
Формально некрафтовых пивоварен в США всего четыре. При этом «D. G. Yuengling and Son Inc.» и «Boston Beer Co.» примерно одинаковы по размерам производства, но Бостонская пивоварня считается «крафтовой», а Юнлинги – нет. А вот производство «Pabst Brewing Co.» как раз колеблется вокруг этих самых шести миллионов. Нельзя же Бостонскую пивоварню не называть крафтовой, нельзя же Джима Коха (Jim Koch) с его заслугами оставить за бортом, поэтому планка была поднята до нового уровня.
Пивной баррель равен 117,3 литрам, стало быть, 6 миллионов баррелей – это 703,8 миллионов литров. Несложно, померив этой нехитрой линейкой российские пивоваренные заводы, выяснить, какие именно из них можно формально отнести к крафту. Практически все средние подпадают под определение, но действительно ли крафтовые они, если крафтовыми называют отнюдь не всех мини-пивоваров.

Меньше? Ещё меньше? Николай Сядристый на Украине творит чудеса под микроскопом. Пивоварню он разместил на ячменном зёрнышке. Но крафт, как мы знаем, растёт в размерах.

Да-да, метаморфоза заключатся ведь ещё и в том в том, что вовсе каждая мини-пивоварня может считаться крафтовой. Если Вы придерживаетесь традиций немецкого, чешского или даже британского пивоварения, если Вам удаётся варить прекрасный пилснер или альт, вайцен или майлд, то называться крафтовым пивоваром Вы не имеете никакого морального права. Почему? Да, потому что с общемировых биргиковских позиций Вы скучны и бесперспективны.
А вот как только Вы сварите IPA, имперский стаут, какой-нибудь экстремальный сорт, ну, или увлечётесь бреттами, то всеобщее признание Вам гарантировано.

Следует признать, что сегмент крафтового пива весьма конечен. Он, безусловно, ярок, отчасти благодаря пассионарности тех же биргиков, но, увы, сам по себе невелик.
Если Вы хотите называться крафтовым пивоваром, Вам следует придерживаться определённых стилистических канонов. Это сродни хасидизму. Протест против ортодоксальности сам стал источником жёсткой ортодоксальности. И крафтовые революционеры становятся непримиримыми, забывая о сущности явления, исповедуя лишь форму, порождая новую крайность. Таким и только таким должно быть пиво, а любое отступление от новых канонов подвергается обструкции.
Каков же джентельменский набор крафта? Прежде всего, это имперские стауты, триппели, барли вайны и прочие крепкие сорта, чем крепче – тем лучше. Почему? Да, потому, что хранится это пиво может бесконечно долго и столь же бесконечно долго продаваться, но, разумеется, «за дорого». Партия если не продастся сегодня, то продастся завтра. Не завтра – так послезавтра. Со временем эти сорта будут только приобретать новые черты и новых поклонников.
Вторая обязательная тема – «Кисляк». Гёзы и ламбики, берлинер вайссе и всё, что связано со спонтанным брожением, Сюда же можно условно отнести и сезоны.
Идея примерно та же – переводим пиво в уксусную плоскость и храним бесконечно. На это пиво всегда найдутся любители. Их мало, но это «благодарные зрители», они будут гоняться за последней бутылкой и снимут с себя последнюю рубашку, не постояв за ценой.
Ну, и третья, самая главная группа в крафте – «Хмелевой экстрим».
Возведите концепцию «Хмеля мало не бывает» в десятую степень, но и этого будет недостаточно.
Ещё раз проартекулируем мысль: пивоварня должна быть маленькой, хмеля должно быть много, и не просто хмеля, но непременно американского, ну, либо на худой конец новозеландского.

У Шнайдеров (G. Schneider & Sohn) всегда были прекрасные вайцены. Aventinus был всегда выше всяких похвал. Но пивоварня стала крафтовой только после того, как с Гарреттом Оливером (Garrett Oliver) сварила «TAP5 Meine Hopfenweisse». А потом уже пошли «TapX Mein Nelson Sauvin», «TapX Mein Cuvée Barrique», «TAPX Mein Aventinus Barrique». Но крафтовость началась именно с американского хмеля.
Секрет Полишинепя прост как пять копеек, если ещё кто-то помнит, как эти пять копеек выглядели. Сводится он к следующему постулату: Хочешь называться крафтовым пивоваром? В первую очередь свари IPA с американским хмелем. И всё… Ты в тусовке, сынок. И не имеет никакого значения, умеешь ли ты варить пиво или нет.
Хмель – идеальная вуаль для многих пороков в пиве. К примеру, в присутствии американского хмеля играть в прятки с диметилсульфидом – огромное удовольствие. Накрываем пиво маскировочной сеткой, сшитой из хмелевых побегов с шишечками, и вот уже значительно превышающие порог восприятия значения ДМС можно определить лишь лабораторным способом. Хмель – спасительный круг для любого начинающего пивовара. Можно не знать технологических аспектов, можно весьма поверхностно понимать суть происходящего . Надо просто набухать побольше хмеля, и он скроет все погрешности и шероховатости.

Не умеешь варить пиво, просто добавь побольше хмеля.

Но заслуга ли это пивовара? Вовсе нет! Это заслуга исключительно хмелеводов. И, в общем-то, что мы сейчас называем пивной революцией успешно спровоцировано американскими хмелеводами. И им она, эта самая революция явно удалась. Представьте себе, в США доля крафтового пивоварения (в соответствии со статистикой 2012 года) составляет 6,5%. При этом именно эти 6,5% потребляют свыше половины всего хмеля, продаваемого на местном рынке. Но со временем приходит понимание, что величие всепоглощающего IPA сильно преувеличено. А бесконечная и бессмысленная штамповка IPA в определённый момент начинает вызывать лишь протяжную изжогу. Один-второй-третий… пятнадцатый… А дальше что? Дальше кризис жанра.

Помимо кризиса жанра порождается ещё один кризис. И это как раз хмелевой кризис.
Ажиотация настолько велика, что хмеля уже просто не хватает. Приведу небольшую цитату из отчёта за 2012/2013 г.г. компании Barth-Haаs Group о фьючерсных контрактах на хмель.

Представьте себе, на начало 2013 года 60% американского и 90% чешского хмеля, который уродится только в 2016 году, уже продано
Можно сколь угодно клеймить большую пивоварню в том, что она не варит пиво, скажем, с Amarillo. Но его просто нет, его просто не хватит на какую-нибудь промышленную варку. А если и хватит, то крафтовое пивоварение автоматически останется без Amarillo.

А спрос на хмель неуклонно растёт…В 2011 году на Хельсинском пивном фестивале я встретился с Джеймсом Уоттом. И он, разумеется, угостил меня своим Punk IPAем. Тогда мне сразу же бросилась разница в глаза между тем, что я пил раньше, и этой партией.
- Что-то тут не то... – сказал я Джеймсу после первого же глотка, - Вы изменили рецепт?
Джеймс немного смутился, но вынужден был согласиться:
- Да, мы заменили хмель.
- А зачем?
- Нужного нам хмеля сейчас просто нет в продаже, и мы вынуждены были заменить его на подобный. Хмелевой кризис.
- Какой кризис?
- Хмелевой кризис.

Пивоварня должна быть независимой (?)

Вот ещё один весьма спорный постулат о крафтовости. Всё тот же двойной IPA может сделать только независимая пивоварня? Зависимым ведь это не под силу.
Ну, хорошо… Но давайте вернёмся к Бостонской пивоварне. Это ведь не одна пивоварня, а сразу несколько. Собственно, «Boston Brewery» находится в Бостоне (Boston, Massachusetts). Но есть ещё три – «Cincinnati Brewery» (Cincinnati, Ohio), «Pennsylvania Brewery» (Breinigsville, Pennsylvania) и «Angel City Brewery» (Los Angeles, California). Когда-то они были независимыми, но стали зависимыми от Бостона. Но это не считается. Почему?
Отчего-то вспоминается крылатая фраза «Все животные равны, но некоторые животные равнее других» («All animals are equal, but some animals are more equal than others»).
Стало быть, кому-то можно быть и большим, и поглощать другие пивоваренные заводы, превращая их в зависимые площадки, и при этом оставаться крафтовым.
Но когда какой-нибудь пивной гигант выпустит нечто невообразимо интересное, редкое, умопомрачительное, выдающееся, то никакой даже самый что ни наесть limited edition назвать его крафтовым никакой биргик не осмелится. Почему? Потому, что пивоварня а) большая, б) зависимая (даже если только от себя самой). Большие и зависимые плохи по определению…
Смотрим дальше. Вот Вам ещё одна поучительная история. Жила-была в Чикаго пивоварня под названием «Goose Island Brewery» и была она крафтовой. И продолжала она быть крафтовой, даже когда её в 2006 году приобрела компания «Widmer Brothers Brewery». Но вот как только пивоварня вошла в состав «Anheuser-Busch InBev», то она сразу стала зависимой, и тут же начались споры, можно ли «Bourbon County Stout» считать крафтовым. Ведь удел эстетствующего биргика порой сводится не к наслаждению самим пивом, но к измерению степени крафтовости пивоварни очень простой шкалой, сформулированной Чарли Папазяном сотоварищи.
Что ж… Позволю вновь себе я привести ещё одну цитату при всём моём уважении к Чарли Папазяну:

«Ремесло
Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты».
А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери» (1830 г.)

И если считать крафтовое пиво ремесленным, то нет ничего страшного в измерении Вашей гармонии алгеброй. Такая вот ирония…

Массовое пиво не может быть крафтовым, а крафт – не может быть массовым (?)

Ещё одна традиционная аксиома. Но я готов не согласиться и с этим утверждением. Брюдоговский «Punk IPA» продаётся уже практически по всей Европе. Сложнее не найти центрально расположенного питейного заведения без него. Я встречал его в Богом заброшенных городах Финляндии и Испании, казалось бы… Но разве это пиво менее крафтовое, чем какой-нибудь недоступный сорт?
Да простит меня в очередной раз Джим Кох, но я лично не считаю «Samuel Adams Boston Lager» крафтовым. Не знаю, но для меня этот сорт банален, в то время как он является флагманом бостонских продаж.
Хотя должен признаться, мой «путь к крафту» начался именно с бостонской пивоварни… Ещё лет пятнадцать назад из Хельсинки мой школьный товарищ Вадик Яновицкий привёз мне бутылочку «Samuel Adams Boston Ale», и именно этот сорт изменил моё восприятие пива. А затем сослуживица Наташа Антонова подарила мне окутанный тайнами легендарный «Samuel Adams Triple Bock», и моё пивное сознание претерпело кардинальную трансформацию.
Но мы отвлеклись… Есть одна опасность, которую сформулировал Пит Браун (Pete Brown) на лекции «Пивной сомелье» в Санкт-Петербурге 14 декабря 2012 года, - «Crafty beer», а я тогда перевёл фразу, как «Крафтоватое пиво». Сущность термина заключается в том, что крупные пивоварни пытаются оформить бутылку массового пива в некой крафтовой манере, не изменяя содержимого.
Но нанесёт ли это урон крафту?
Вспомните, в начале 90-х были в стране были очень популярны польские конфеты. Они были прекрасно оформлены, но были редкостной гадостью. Где они сейчас?
Просто этикетка ничего не изменит. Но вот вновь представим себе, что если какой-нибудь пивной гигант захочет сделать сорт DIPA массовым, скупит весь хмель, и, используя свою разветвлённую систему дистрибуции, распространит его максимально широко, то возникнет некая дуалистическая ситуация. Крафтовые пивовары не смогут сварить свой DIPA, а при этом стиль станет повсеместным. Будет ли это хорошо или плохо? Однозначного ответа на задачу здесь нет и быть не может, поскольку сами условия можно рассматривать лишь с теоретической точки зрения.

Эпатаж

Да-да-да… Людям нужны не просто этикетки, но эпатаж и всевозможные безумные выходки, которые неповоротливые пивные гиганты дать не могут или не хотят. По сути дела, маркетинг крафта – это эксплуатация контр-культуры. И самое примечательное заключается ещё и в том, что маркетингом в крафтовых пивоварнях занимаются сами пивовары, а не «солдаты удачи» широкого профиля, которым, в общем-то, всё равно, что продвигать. Позавчера газировка, вчера сигареты, сегодня пиво, завтра чего-нибудь другое. Они – летуны, ибо только так можно сделать карьеру. Они далеки от пивоварения, не пытаются вникнуть в тонкости производства, полагают, что смогут отрекламировать любой товар, но упускают всегда что-то очень важное. У них не болит душа, и именно это вредит промышленному пивоварению. Их творения скучны и зачастую неправдоподобны.
В крафтовом пивоварении всё иначе… Пивовар сам создаёт образ своего пива, он пытается вложить в работу и свою душу, и своё сердце всё, что успел выстрадать. Он создаёт нечто личностное. Образ его пива окрашен яркими сполохами эмоций и переживаний.
И отличительной чертой крафтового маркетинга является бунтарство. Крафтовый пивовар – всегда бунтарь без особой причины. Это привлекает окружающих и это прекрасный способ самовыражения.
Однако, у половины крафтовых пивоваров недостаток фантазии сводит всё к абстрактному протесту, направленному в адрес макро-пивоваров, хотя последние никоим образом не мешают развитию крафта. И в этом риторика крафта очень часто сродни живо-пивоваренным бредням, де мы ведь из роты королевских мушкетёров, а, вы, все остальные исключительно из ЛГБТ-сообщества. Фантазия направлена в одну сторону – противопоставление массовому пиву. Читая очередной гасконский крафтовый опус, так и хочется порой сказать: «КГ/АМ. Тема живого пива не раскрыта». И тут следует ввести ещё один термин – «Крафтонутость». Крафтонутые пивоварни, как и наши отечественные живопивовары, не говорят о своих брёвнах в глазу, но под биргиковское улюлюканье стараются расплескать ушат помоев так, чтобы нанести максимальный урон для своих соседей-пивоваров. Порой это переходит всяческие границы.
Крафтонутость у биргиков - эта определённо инфекция. У некоторых на неё стойкий иммунитет. Некоторые успевают переболеть. А у кого-то болезнь приобретает хроническую форму, а затем и мутацию, которая полнейшим образом разрушает способность объективно оценивать всё пиво. Ну, в частности шкала восприятия горечи сбивается, и уже всё негорькое пиво воспринимается только как безвкусное.
В этом и заключается основная опасность крафта. Крафт не пришёл с миром. Его радикальное крыло всё время провоцирует на конфликты. И эту детскую упёртость крафта списывают на его идейность. Сначала это забавляет, потом не может не раздражать.

Крафт вернул интерес к пиву.

А в чём же всё же заслуга крафта? Вначале он пришёл на выручку любителям пива в США, когда пивной ландшафт был очень скучен, и разница между новым течением и массовым пивом была существенна. Он вывел пивоварение из периода застоя. Он дал толчок развитию новых стилистических направлений. Чрез личностный подход он вернул интерес к пиву.
И загонять крафтовое пивоварение в какие-то измеряемые рамки – занятие нелепое и бесперспективное. Поскольку перманентное изменение критериев оценки крафта приводит лишь к появлению двойных стандартов.
Для чего вообще нужна чёткая дефиниция сложного и постоянно трансформирующегося явления? Мне лично непонятно, и непонятны притворные стремления к его математическому анализу.
И посему хотелось бы подытожить свои ироничные мысли вслух. Для того, чтобы называться крафтовой
• Пивоварня не должна быть кустарной;
• Пивоварня не должна быть небольшой;
• Пивоварня не должна быть независимой;
• Партии пива не должны быть обязательно маленькими.

Под крафтовым пивоварением понимается самая простая совокупность принципов.
Крафтовый пивовар – это, прежде всего, энтузиаст. Он подходит к своей работе не как к ремеслу, а именно с позиций творчества. Он находится в постоянном поиске. Крафтовый пивовар создаёт интересное, необычное и индивидуальное пиво. И делает он это сам.
Формируя образ своего пива, он честен и одновременно неординарен.
Крафовое пивоварение – это состояние души, это вдохновение, это романтическое отношение к пиву, это своего рода философия.
У крафтового пивоварения нет чётких границ. Они ему просто не нужны.
Но как только крафтовый пивовар начинает называть своё пиво «продуктом», а почитателей своего пива «потребителями», он перестаёт быть крафтовым. Как только крафтовый пивовар начинает придумывать себе какие-то дурацкие миссии и создавать альтернативную корпоративную культуру, то он прекращает быть крафтовым.

Ну, всё уже много букв… Варите и обрящите. Больше пива хорошего и разного! Аминь!

Представления: 19523

Теги: ., craft, крафт, крафтовое пиво, крафтовое пивоварение

Комментарий от: Дмитрий, Ноябрь 16, 2013 в 5:10pm

Программная статья:) Хорошо бы привести примеры. Б6 это крафт? Большая, зависимая, современная  пивоварня, пиво почти без хмеля и не кислое. Крафт!

Давай сравним Бостон лагер и Будвайзер лайт. Что бы ты предпочел?

Крафтовые (маленькие) пивоварни как раз и хороши своим энтузиазмом и разнообразием. Если крупная пивоварня сварит хорошее пиво, то честь ей и хвала. Но почему мы всегда слышим про риски и нелюбовь "потребителя" к необычным вкусам?

Комментарий от: KazuAle, Ноябрь 16, 2013 в 5:11pm

Очень много интересных букв)) И согласен почти со всем. Общий вывод - есть понятие крафтовое пивоварение (пивовары), нет понятия крафтового пива?

Комментарий от: Юрий Катунин, Ноябрь 16, 2013 в 6:06pm

Дима, насколько большой может быть маленькая пивоварня и насколько маленькой должна быть большая пивоварня, чтобы называться крафтовой? Мне кажется, ты не совсем понял о том, что написано. Пускаться в казуистические споры не хочется, но почему надо сравнивать именно эти два сорта?

Комментарий от: Raful, Ноябрь 16, 2013 в 6:14pm

Хмель – идеальная вуаль для многих пороков в пиве. К примеру, в присутствии американского хмеля играть в прятки с диметилсульфидом – огромное удовольствие. Накрываем пиво маскировочной сеткой, сшитой из хмелевых побегов с шишечками, и вот уже значительно превышающие порог восприятия значения ДМС можно определить лишь лабораторным способом. Хмель – спасительный круг для любого начинающего пивовара. Можно не знать технологических аспектов, можно весьма поверхностно понимать суть происходящего . Надо просто набухать побольше хмеля, и он скроет все погрешности и шероховатости.

Ещё высокое содержание алкоголя тоже хорошее "одеяло", вместе с высокой плотностью оно отлично маскирует мелкие дефекты.

 Напрашивается вывод, что понятие "крафтовости" в какой-то мере искусственное. Хорошее пиво могут варить и гиганты (классический пример Балтика 6), а дерьмовое (хотя грех так говорить о пиве) производят на разных пивоварнях, вне зависимости от размеров и принадлежности.

 Просто по настоящему хорошее пиво, это всегда Произведение искусства! 

"Я так думаю!" ц.

Комментарий от: Юрий Катунин, Ноябрь 16, 2013 в 6:19pm
Общий вывод - есть понятие крафтовое пивоварение (пивовары), нет понятия крафтового пива?

Нет, я хочу сказать, что любые попытки систематизации явления крафтового пивоварения бессмысленны. Всегда найдутся исключения из правил.
Комментарий от: Юрий Катунин, Ноябрь 16, 2013 в 6:39pm

Да, Рафуль, именно так!

Комментарий от: alex_leit, Ноябрь 16, 2013 в 6:59pm

Браво, Юрий! То-то в последнее время как-то мало появлялось материалов от Катунина, а здесь такой труд.

Отличная статья, что-то похожее витало у меня в мыслях, но не желало формулироваться, а здесь все четко разложено по полочкам, надо добавить в закладки для просвещения неофитов, да и самому перечитывать периодически, дабы не увлекаться хроническим критицизмом.

Комментарий от: Дмитрий, Ноябрь 16, 2013 в 7:30pm

Исключения не являются причиной отказываться от систематизации. Бесспорно, что "крафтовое" не значит "интересное, вкусное, ...." Но 90% интересного пива выпускается небольшими (крафтовыми) пивоварнями.

Вообще мне этот манифест кажется реакционным.

Комментарий от: Юрий Катунин, Ноябрь 16, 2013 в 7:53pm

:-) Дима, мне известна твоя страсть к систематизации.

Но это не манифест, а лишь точка зрения, и ничего реакционного в ней нет. Безусловно, малые пивоварни гибче и им проще творить, и они в большинстве своём лишены корпоративных условностей. Разве кто-то это отрицает?

Комментарий от: Raful, Ноябрь 16, 2013 в 8:17pm

Просто небольшая пивоварня (крафтовая), это совсем не гарантия качества, зачастую наоборот. :-) У них есть преимущество перед гигантами: благодаря малым количествам они гибче и получают реальную возможность Творить! На больших заводах это намного тяжелее...

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2018   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования