Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

You say you want a revolution
Well, you know
We all want to change the world
You tell me that it's evolution
Well, you know
We all want to change the world
John Winston Lennon & Paul James McCartney, 09-13.07.1968

Я задаю этот вопрос в пространство, адресуя его и себе лично, и окружающим меня, в то время, когда сообществу «Пивной культ» исполнилось 2 года.
Так вот в чём же смысл пивной революции? Смысл в бесконечном многообразии. Конечная цель – вовсе не торжество отдельно взятого американского IPA с зашкаливающим IBU, или напротив традиционного, но редкого в наших палестинах бельгийского триппла, а как раз в появлении массы всевозможных и невозможных сортов.
Является ли бурный рост мини-пивоварения основополагающим в этом процессе? Пример Санкт-Петербурга говорит нам об обратном. Многие, конечно же, возмутятся тому, что мы, петербуржцы, зажрались. Но давайте скажем правду: в городе, в котором количество пивоварен давно перешагнуло отметку в 30, что, безусловно, превышает все мыслимые «санитарные нормы» на душу населения в России, сам пивной ландшафт относительно скуден. При этом за редким исключением минипивоваренное пиво самоидентифицирует себя как «живое» с обязательным райнхайстгеботовским флёром о приверженности к соответствующим традициям. Именно это и определяет текущий сортовой характер рынка – «светлое, тёмное, пшеничное», что свидетельствует также об ограниченности, если не полном отсутствии фантазии. Являются ли типовые пронемецкие сорта крафтовыми сказать трудно, но лично я в этом очень сомневаюсь. Понятие крафтового пивоварения (или неказистой кальковой версии «ремесленного») ещё следует осмыслить в отношении применения его для отечественной почвы.

С одной стороны есть большое количество мини-пивоварен, есть хороший спрос на их пиво, с другой - в нём, в этом пиве нет ничего интересного. Вернее, интересное пиво есть, но его настолько мало, что его общий объём на рынке сравним с его же погрешностью. Почему? Да, потому что сами пивоварни не заинтересованы в создании нового, исходя в большей степени из текущей целесообразности момента.
Иными словами: число пивоварен и наличие сортового многообразия в конкретной местности не являются зависимыми друг от друга. В чём глубинная причина этому? Всё дело, как мне кажется, в том, что пивовары и владельцами пивоварен – это не одни и те же люди, как это наблюдается сплошь и рядом в США, Великобритании или Скандинавии. А именно владелец и только он определяет направление движения. Это во многом и объясняет общую пассивность самих пивоваров.

Оправдания этому явлению можно приводить разные – высокая аренда, высокие налоги, общая бюрократия в стране. Но отчего-то никто не говорит, что в той же Норвегии, или Дании и аренда, и налоги гораздо выше, выше также зарплата персонала и энергия. Получить там разрешительную бумажку так же сложно, как и у нас, а купить при отсутствии коррупции её практически невозможно. Никто почему-то не говорит, что норма прибыли там, ниже, чем в России, а себестоимость по всем параметрам выше. И нас уже давно не удивляет, что стоимость кружки отечественного мини-пивоваренного пива сравнима с ценой на импортное с его транспортными налогами, ввозными пошлинами и маржой импортёра… Мы не будем заглядывать в карман пивовара, но одно можно сказать: он не бедствует. При, казалось бы, высокой конкуренции мы не знаем красочных историй банкротств последних лет. Удивительно, но всем хватает клиентов.
И пока можно зарабатывать на немецких (или, прости господи, советских) интерпретациях, их и будут выпускать. Так проще. Так спокойнее.

 

Но вправе ли мы осуждать наших мини-пивоваров? И да, и нет одновременно.
Конечно же, нет. Любой мини-пивовар на упрёки в ограниченности сортов может парировать «алаверды»: «Не нравится? Открывайте свою пивоварню, варите своё пиво и попытайтесь его продать». И будут правы. Критиковать проще простого, гораздо сложнее сделать что-то самому.
Конечно же, да. Навязли в зубах вредная во всех отношениях идея «живого» пива и бесконечное банальное противопоставление всем и вся, звучащее по-детски «Все плохие, я хороший; все кладут консерванты, я один не кладу».
В моём представлении мини-пивовары – это кирпичи в основании пивной революции, но какие-то пока необожжённые. На них, конечно, можно строить здание, но очень осторожно, ибо злоупотребление живостью пива в сочетании с «пегасом» неизбежно приведут к трещинам и последующему обрушению. Знаменитые новосибирские пегасовские «говнобудки» опухолью стали уже притчей во языцах и за три последних года нанесли серьёзный, я бы даже сказал непоправимый урон пивной культуре страны. Получается, что мини-пивовар делает шаг вперёд, одним фактом своего открытия, и тут же два шага назад, продвигая свою продукцию под увлекательные рассказы про Вильгема нашего IV и его концепцию о четырёх ингредиентах для настоящего пива. Мракобесие под личиной единственно правильной традиции пивоварение куда-то в болото серости и ограниченности.

Что же делать пивному сообществу, уставшему от унылого евролагера и столь же незатейливой мини-пивоваренной троицы?
Выходов тут несколько.

Не только боги кирпичи обжигают

Во-первых, обжигать эти кирпичи - вести серьёзную работу с пивоварами. Программа минимум – сделать так, чтобы какая-нибудь «Колупаевская лаборатория живого пива», только открывшись, не говорила бы полной ерунды в адрес других пивоваров, а сконцентрировалась прежде всего на себе. Программа максимум – сделать так, чтобы кроме трёх сортов их было бы значительно больше. Ведь именно в этом сакральный смысл затеянного.

И то, и другое достигается пропагандой. Чем больше мы будем подвергать обструкции новые живительные инициативы и откровенную мифологию, и чем шире мы будем разносить благую весть о необычных и интересных сортах, тем лучше будет для всего пивного сообщества.
Соратники, прекращайте быть читателями, становитесь писателями и пишите по делу. Не будьте пассивными, включайтесь в работу.

Революцию не делается сама по себе, никто не принесёт Вам её на блюдечке с золотой или голубой каёмочкой.
Но вот ты с воодушевлением пишешь об эпическом событии, о варке с Мартином Дики сорта, которого в стране ранее никто и не пытался создать, полагаешь, что сделал ещё один шаг на пути революции, и тут же просыпается малознакомый читатель с репликой о том, что считать сей прорыв ни при каких обстоятельствах революцией нельзя. Вот если этот сорт будет продаваться в ларьке рядом с его домом, то в этом случае – да, а так – нет, рано ещё. Сей ушат холодной воды полезен лишь в качестве поверки своего внутреннего компаса, но мало продуктивен по сути своей.
«А что ты, читатель, сам сделал для дела пивной революции?» – именно это вопрос и следует задать оппоненту. Если перед Вами настоящий пивной энтузиаст, то он задумается. Если тролль, коих в последнее время расплодилось множество, то не обращайте на него внимания, не тратьте попусту времени. Сетевая шизофрения – это весьма распространённое явление, связанное с Интернет-зависимостью, которой страдает в т.ч. большое количество бирофилов (об этом как-нибудь в другой раз). Но наша цель не лечение, а проповедь.

Если бы апостолы не проповедовали, а сразу же превратились в батюшек с кадилами, то никакого христианства на планете не было бы в помине. Если мы будем просто ждать у ларька появления в нём какого-нибудь можжевелового имперского четверного стаута, то пивной революции не произойдёт. Не ждите, не надо, ничего само собой не появится.
«Но я не апостол» - может возразить пиволюб, - «И проповедовать я не умею, я просто пью пиво». На это я хочу сказать пару слов про человека с именем Мартин Лютер. Так вот он тоже вначале не имел ни малейшего желания проповедывать. И только по необходимости и вследствие приказания настоятеля монастыря он согласился прочитать проповедь в первый раз. Через год он уже собирал весь город в соборе Виттенберга. Ну, а чем всё дело закончилось, мы все прекрасно знаем.

 

В какие же сферы могут быть направлены наши силы в пропаганде пивной культуры?
Это – активность в блогосфере с обзорами и отчётами, образовательные лекции и дегустации, новые пивные фестивали и трансформация (окультурирование) старых, пивные выставки и архивно-историческая работа. Именно на этом, я полагаю, нам всем следует сконцентрироваться в первую очередь.

 

Наставничество или сделай сам

Если гора не идёт к Магомету, то что? Никто не сварит Вам, ну, скажем, копчёного сахти, если Вы не сделаете это сами. Покажите пример, и возможно, за Вами потянутся.
Тут можно рассмотреть несколько эпизодов.
До 2001 года в стране не было отечественного пшеничного пива. Пока «Балтика» тестировала в ресторанах свою первую опытную партию Б8, «Бочкарёв» успел выпустить «Белые ночи». А сейчас я не знаю такого мини-пивовара, который не варил бы пшеничного пива. Только ленивый этого не делает.
Первые два «Магерфеста» показали, что «крик» - это уже не что-то редкое, а самое, что ни на есть распространённое, и можно уже даже устраивать сравнительные дегустации разнообразных отечественных криков. Но ведь кто-то начал его варить…

Что можем сделать мы?
Ну, например, при помощи того же «Магерфеста» мы можем попытаться инициировать выпуск массового битера, оттестировав его на фестивале, а затем отстоять в ходе утверждения рецептуры его хмелевой профиль. И вот перед нами «Бобик» в том виде, в котором он есть сейчас. Маленькая, но всё же победа.

Мы можем попытаться сварить шоколадный стаут и одновременно положить начало коллаборационизму в пивоварении. И вот уже шоколадный стаут становится регулярным в обойме инновационной пивоварни, установленной в центре города. И вот уже Евгений Толстов, участник первой варки, экстраполирует свои рецептуры на производственные масштабы вместе с Еленой Тюкиной на «Найтберге», а Сергей Григорьев начинает окучивать местные мини в невероятно агрессивной, хоть и отчасти сумбурной манере.
А где-то в промежутке между означенными событиями, мы можем попытаться сделать грандиозные коллаборационистские варки с лидерами европейской пивной революции. И ведь сделали же. И кто скажет, что это плохо, тот первым получит революционным булыжником в лоб.
А давайте вспомним, как это было. Мы провели конкурс «Портер, навсегда!». Евгений выиграл в этом конкурсе всего лишь поездку в Санкт-Петербург. Ну, а поскольку в это же время в связи с презентацией «Old Bobby» в Москву и СПб приехал на пару дней Девид Кларк, я предложил Жене поучаствовать в совместной варке. И вот ONYCS становится катализатором пивного коллаборационизма в стране. Я не ставлю себе это в заслугу, я говорю о том, что простыми вещами можно провоцировать интересные процессы в пивоварении и достигать выдающихся результатов. Кто бы мог подумать ещё пару лет назад, что мы будем варить с BrewDog или Mikkeller’ом?

 

Что ещё? Мы можем попытаться возродить пару-тройку исторических рецептур и сделать свои выразительные реплики, и как мне кажется, весьма успешные. Мы можем сгенерировать идеи абсолютно новых гибридных сортов. Ничто нам не мешает этого сделать.

Я не говорю уже, что пример Метрополя или Найтберга с их настойчивыми попытками подвижничества в области новых сортов вызывает лишь чувства благодарности и уважения. Поэтому на общем унылом фоне начинают пробиваться марсианские цветки и через какое-то время они сорняком покроют всю территорию. Ещё вспомните былые времена. Захотите выпить какого-нибудь евролагера, а его и нет в продаже. Придётся ехать за ним куда-нибудь… в Бельгию, например.

Что можно сделать ещё, чтобы продолжать это движение, вовлекая в него всё новые и новые пивоварни, и мини, и макро? Давайте думать вместе. Прошу расценивать эту мою статью не как манифест, а как попытку открыть дискуссию на означенную тему. Выдвигайте свои предложения.

Какие есть в наших активностях пробелы? Это - домашнее пивоварение, конечно же. Оно есть, оно безумно интересно, но оно параллельно, оно само по себе и само в себе, оно закрыто для внешних контактов. Я сейчас говорю не о ярких примерах внутри «Пивного культа», а о российском домашнем пивоварении вообще. Существует пласт этих пассивных активистов, с которыми следует усилить контакты и совместную деятельность на общее благо. Ведь посмотрите практически 80% мирового крафтового движения – это не профессиональные пивовары, получившие профильное образование, а домашние самоучки, которые в определённый момент перешагнули границы своей кухни. Примеров этому не счесть.
Неплохо было бы, чтобы «домашние» вовлекали бы «простых» членов нашего сообщества в свои тайные процессы, пропагандировали своё пиво и сами бы вовлекались в общие пивные активности.

 

Вода, солод, хмель и пивные бутики

Подождите, но мы ведь забыли совсем об одном важном элементе движения – пивные бутики и пивоориентированные рестораны и бары. Ведь ещё года четыре назад ничего этого не было в помине в таком количестве. Нет, конечно, можно встать в сторонку и причитать, что всё так плохо, а можно попытаться открыть своё увлекательное дело, которое будет вносить свой неоценимый вклад в общее дело развития пивоварения и пивной культуры страны. Это очень важный ингредиент текущего момента.
Кто эти люди? Кто стоит за барной стойкой? Это лучшие пивные энтузиасты, идейные и практикующие пивные революционеры, занимающиеся любимым хобби, приносящее и прибыль (небольшую, но прибыль), удовлетворение и самореализацию. И этому авангарду мой низкий поклон. Без них пивной калейдоскоп был бы неполон, а само движение кастрировано. Это наши форпосты, на которые следует уповать и поддерживать их своим трудовым рублём. Чем больше мы будем покупать интересного пива, тем больше его будут продавать, тем больше его будет. Тут применимо понятие геометрической прогрессии. Прогрессивное потребление нестандартных сортов спровоцирует их больший импорт, а также местное производство, как мини-, так и макро-пивоварами.

 

Скоро только кошки родятся, а не пивные революции.

«Ой, прошёл год, два года, а у нас этого нет, того нет, я надеялся, а оно не свершилось, всё пропало, пивная революция – это иллюзия. Всем спать» - произносит, казалось бы, рупор движения, активист-индивидуалист Магер. Ну, нету, и что? Сегодня нету, а завтра будет?
«А где же бурный рост?» - продолжает он.
А его и не бывает и не бывало нигде внезапно. Всё кажущееся бурное развитие при ближайшем рассмотрении носило поступательный размеренный характер, а предшествовала ему не менее революционная подготовка.
Возьмём к примеру Североамериканские Штаты. Когда же там всё началось? Так вот в семидесятые. Я только выпустился из детского сада № 25 «Маяк» и перешёл в школу № 238, что у Новой Голландии, а там за океаном уже развернул свою деятельность Чарли Папазян. У нас в стране ещё правило бал «Жигулёвское», с которым я в силу юности лет знаком быть не мог, а там уже начали варить Крафт с большой буквы.
Вот показательная картинка американской крафтовой антологии:

Итак, сначала 10 лет раскачки, а потом 20 лет «бурного» роста.
Не забывайте, что CAMRA образовалась в 71 году, а первая американская ассоциация домашних пивоваров - в 78-м. Всё произошло не вчера и не позавчера.
Мы в самом начале пути, и это вселяет уверенность в успех нашего общего дела. Конечно, хотелось, чтобы всё было прямо здесь и сейчас. Но давайте быть реалистами. Мы можем пройти этот путь быстрее, но всё же он будет тернист и долог.

Я полон оптимистических идей и желания продолжать их воплощать, не смотря на то, и вряд ли кто-то станет это отрицать, что состояние пивоваренной отрасли в наши дни по понятным причинам носит характер глубокого трагизма. Я верю, что в силах изменить это мир, ибо для меня пивная революция – личное. Надеюсь, что для многих, пришедших на этот ресурс, тоже. Давайте, не будем останавливаться на полпути! Вперёд, в атаку!

Ну, и в завершении нельзя не вспомнить эту лучшую песнь всех времён и народов.

Представления: 2220

Теги: Пивная революция

Комментарий от: Mager, Декабрь 15, 2011 в 11:53pm

Обидеться,  что, ли, как это модно сейчас, на "невероятно агрессивную, хоть и отчасти сумбурную манеру"? 

Черт, опередил на взлете, на подготовке третьей части. Можно воспользоваться твоими тезисам там? 

 

А так - мы всегда рады помочь  

"Я всегда рада оказать помощь. Вчера я поднесла сумку одной бабушке и еще накормила голодного котенка "

Комментарий от: Иван, Декабрь 16, 2011 в 1:24am

1. Дорогие Петербуржцы, поживите в Москве пару-тройку месяцев и, основываясь на уведенном, предложите программу развития мини(частных)-пивоварен у нас.

2. То о чём пишет Юрий не революция, а эволюция. И моя личная победа в этой эволюции, как минимум, три человека, которые каждый сам для себя полюбил бельгийское, отечественное и вообще пиво.

3. Можно экспериментировать и создавать что-то новое обладая ресурсами Балтики.

4. Будем честны. Большинство потребителей пива любят "евролагер". И это заслуга отнюдь не мини-пивоварен. Вот сварят они (мини-пивоварни) что-нибудь этакое. Я конечно попробую и, если понравится, буду покупать, но я не выпью за месяц кегу. А значит я не могу формировать спрос. Упомянутая "Балтика" в Самаре выпускает одноимённое городу пиво, которое пить нельзя (по моим ощущениям), а им полки в магазинах завалены.

5. А вот на Урале и за ним почему то не пьют томского Крюгера или барнаульское Чешское. Предпочитают Туборг - будь он не ладен. "Мини" виноваты? В провинции вообще не принято местное пиво пить - говном считают. На новогодние с оказией отправлюсь туда - может что-то изменилось.

5. Завод МПК выпускает "Жигули барное". В Москве продаётся по цене от 27 рублей. Стереотипно считается пивом для люмпенов (я с удовольствием пью). Как в масштабах страны объяснить, что это лучше калужского Холстена? Кто сейчас вспомнит, что они выпускали Выдержанное и Нефильтрованное?

P.S. На прошлых выходных был в Питере. Посетил Квакинн. Предлагали пиво от маэстро Магера. Но бутылка за 600 р. даже для москвича не по карману.

Комментарий от: Mager, Декабрь 16, 2011 в 1:25am

Иван, а написать лично, посмотреть адреса, где оно продается?

Комментарий от: Иван, Декабрь 16, 2011 в 1:33am

Признаться, подумал, что это эксклюзив. А оно где-то продаётся?

Комментарий от: Mager, Декабрь 16, 2011 в 1:34am

Да. Не хотел бы превращать это в рекламную площадь, но каждый чих озвучивается. 

Комментарий от: Юрий Катунин, Декабрь 16, 2011 в 7:42am

Иван... В эпиграфе так и значится "You tell me that it's evolution". Я его выбрал специально, ибо ожидал твою предсказуемую реакцию

.
Можно занять такую позицию и стоять в стороне в качестве наблюдателя, перманентно критикуя всякие начинания. А можно включиться в бескорыстную работу. Тут вопрос исключительно в подходе. Для участников явления - это революция, для сторонних критикующих наблюдателей - эволюция. Поэтому повторю ещё раз сакраментальную фразу "Скоро только кошки родятся".
В чём смысл пассажа про Жигули от МПК или Самару от Балтики, мне непонятно. Какое отношение это имеет к вышесказанному мной?

Сергей, обижаться не стоит. Твои активности на ниве коллаборационистского пивоварения достойны всяческого уважения, но им не хватает огласки. Мне непонятно, отчего ты пренебрегаешь разными ресурсами и "Пивным культом" в частности. Уж, поверь мне, от меня ты можешь ожидать только поддержки. Я неоднократно тебе об этом говорил и говорю ещё раз.
Ну, и пресловутая бутылка не даёт мне покоя, разумеется... Вот ты обижаешься, что никто не пишет. Я и готов был бы написать о конкретном пиве, да материала нет. Ты отчего-то зажал его.

Комментарий от: Mager, Декабрь 16, 2011 в 7:47am

Юра, насчет "обижаться", это была шутка. Наверно, надо, все-таки пренебречь традицией и начать ставить смайлики

Комментарий от: Дмитрий, Декабрь 16, 2011 в 7:51am

Можно ли считать этот текст "манифестом движения Пивная Революция"? Будут ли взносы и учетные карточки? Издательство?

Комментарий от: Юрий Катунин, Декабрь 16, 2011 в 12:46pm
Не ради манифеста, а ради дальнейшего обсуждения писал я этот текст.
Комментарий от: Дмитрий, Декабрь 16, 2011 в 12:58pm

В качестве обсужения:

Пивовары как мы видим готовы варить экспериментальное (для России) пиво. Видимо следующий вопрос-сбыт. Предлагаю организовать общество (клуб) которое бы выкупало это пиво(за счет членов клуба).

Собираются 100 человек и сбрасываются по 500 рублей (для примера) через пару недель (опять же для примера) приезжают на пивоварню и забирают 5 литров пива.

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2017   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования