Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Запись первая. О вкусах и их падении.

Очень часто в среде пивоманов возникает ностальгия о старых вкусах. Потребители попродвинутей перечат им, что это всего лишь тоска по молодости и дурная привычка не к самому лучшему воплощению советским пищепромом великолепнейшего и древнейшего напитка (хотя конкертно - популярного 100лет назад венского сорта), и три дня срока годности говорили не о свежести пива, а о его изначальной нестирильности.
Примечательно что споры о вкусах возникают в связи с хаянием нынешнего пойла, воды, пивосодержащего напитка, как любят уничижительно выражаться, а также примяняя новомодное и вообщем то нейтральное слово "евролагер" - что должно-быть на сегодня отражает высшую степень пренебрежения среди настоящего ценителя.
Я хочу напомнить о периоде, когда советской промышленной машине на смену пришла эпоха частной инициативы не связанной по рукам и ногам планами, гигантизмом, унифицированностью.

Великолепный вкус роганского харьковского пива помнят те, кому удалось попробовать его в тот период, когда оно считалось "региональным". Большая линейка, сортов отменный вкус. 30-дневный срок хранения был рекордным для старой технологии небезликого напитка. Пиво редко покидало пределы области (хотя в Крыму постоянно присутствовало), как впрочем и "чужие" сорта не были представлены в Харькове. Была Оболонь, имеющая в сравнении с местным более "чистый", лагерный вкус и употребляемая не столько постоянными поклонниками, а целесообразно ситуации (например просто удалить жажду посреди дня - прозрачный евролагер тогда был в диковинку для нас) или для разнообразия. Были импортные банки, ценные наверное всего лишь своей тарой. На дворе были 90-е и конкурентов у Харьковского пива не было. По крайней мере так думали сами харьковчане, а другим сей вкус зачастую был неведом.
Для полноты картины надо сказать что имелся ряд мелких производителей, которые по своему были интересны, однако поставки носили челночный, разовый характер.

В начале 2000 уже принадлежащий BBH Славутич мощной рекламой (какие то дельфины и факин-танго) протолкнул несколько бутылок в каждую торговую точку. Маркетологи почуствовали успех - это пиво стало модно (именно 'модно') пить даже среди тех кто пива никогда и не пил. После этого ВВН повторил этот фокус и с Балтикой, которая, в принципе, была известна и до этого, но малоупотребляема.
Пивные гиганты начали экспансию. Рогань потеснилась. Немножко, но была все еще вне конкуренции.
Мы даже как то в то время проводили сравнительную дегустацию, пробовав все имеющиеся в продаже бренды одновременно и не понимали на что надеются маркетологи.

За три дня до нового, 2001 года, к тому времени один из крупнейших производителей пива Украины, который уже владел рядом заводов САН ИнБев (действующий в то время в интересах бельгийского гиганта Interbrew) приобрел пивзавод Рогань.
С этого начинается "новейшая история" предприятия, являющегося частью международной бизнес-инициативы, связанной по рукам и ногам планами, гигантизмом, унифицированностью. И заканчивается история вкусного пива. С одной стороны, харьковчане как бы осуждали поступок Геннадия Билоконя- тогдашнего руководителя (правильнее в данном контексте собственника), понимая что все будет разрушено в угоду внутрибрендовой конкуренции; а с другой - теплилась надежда, что человек сохранит, запатентует рецепты и технологии (был там ряд ноу-хау), а может быть даже и торговые марки, и откроет новое производство (соседние Ивановский, Купянский, Изюмский, Баварский заводы давали возможность).

Уже с 2002 года марка "Рогань" получила статус национальной, предлагая абсолютно измененный вкус безликого очередного евролагера по всей Украине.
Тут возникла проблема: оттенков и вкусов евролагеров оказалось меньше чем сортов, ранее презентованых заводом. А учитывая, что стандартизация рецептов пивогиганта треобовала оптимизации логистики перевозок путем производства своих брендов на различных заводах (Черниговское в Харькове и наоборот) - получалась одинаковость вкусов, что делало ненужными практически всю старую линейку сортов Рогани. С этим церемониться не стали - ее подчистую ликвидировали, лишь некоторые старые названия вновь ПОДОБРАВ под стандартные сорта.

Я уже запямятовал (увы, в данном случае поиск не рулит:(, спасибо если кто напомнит и уточнит), но кажись варились такие сорта:
"Украинское светлое", "Традиционное", "Монастырское светлое", "Весёлый монах", "Золотая эра", "Монастырское темное", "Княжый келых", "Студент". Сведущие люди говорят, что был еще один сорт, так и не пошедший в широкую продажу - "Маестро".
Поплевавшись, харьковчане не то чтобы прешли на другие сорта совсем, а оказались в состоянии так сказать постоянного пробования, поиска вкуса (не я один утверждаю что с качеством все в порядке - именно вкуса).

Впрочем забудем о местной специфике и, не смотря на то, что украинское пиво в целом россияне хвалят, будем считать что процес недовольства и перебора существует везде. Процес сам по себе неплохой и пользуется популярностью у ряда читателей блогов и тем более их авторов. Наверное это называется дегустация и именно она стала отличительной чертой направления Пивного культа, выделяющего истинных любителей от массового потребителя, пьющего или что подешевле, или что "рекламой навеяло".
Однако когда есть свободный выбор это одно, а когда тебе все время подсовывают одно и то же, но под разной рекламой (уже редко, но бывает), под разными производителями (но одна технология, одно оборудование), под разными марками (но один завод лепит разные этикетки на одно и то же... Последняя тенденция - это когда появляется международная марка с невидимыми, но подсознательно различимыми признаками варки где-то рядом, очень высокая цена напитка при этом должна кагбы развевать сомнения (Стелла, Лефф, Хугарден...). Унифицированность вкусов лагеров (за редким исключением) не позволяла ищущему потребителю отличить один сорт от другого - что и привнесло негативный оттенок в слово "евролагер". Впрочем, этим также воспользовались одни производители, преподнося как "изюминку" вкуса "экономичные" добавки вроде риса, кукурузы, патоки, крахмала, муки и прочей несоложенки. Другие же парировали цитируя зачем то законы о чистоте пива, проводя паралель с чистотой вкуса, маскируя безвкусие.

И вот на пике этого поиска идеала вдруг возникло "движение" (ну нет такого сорта/вида/стиля!) ЖИВОЕ ПИВО.
Очень трудно сказать противостояло оно пивгигантам или же шло, что называется, "в струю" с ними. Оставим эту тему для отдельного рассуждения. Но в чистом осадке - слово "живое" начали лепить везде, а разливайки - стали новейшей финансовой пирамидой (кто занимался ими - поймут).

Однако Живое - это был необходимый шаг потребителя к пониманию крафтового пива. Пива сваренного в небольшом масштабе, с особым подходом, с разнообразными изысканными вкусами, имеющего целью сохранение их до подачи в бокале, не используя "экономичные", "маркетинговые" и другие фокусы, идущие на пользу деньгам и во вред смаку.

P.S. Оглядываясь назад: мог ли СанИнБев сохранить процес завода в целостности, не вмешиваясь в деятельность и сего лишь извлекая полагающуюся прибыль? Я думаю нет, даже сегодня был принят такой шаг.
Ведь по сути оставляя в регионе один бренд, пусть даже не плохой, нельзя увеличить продажи. Все изыски глобальных маркетологов по искусственному формированию вкусов и привлечению новых потребителей пива разбивались бы о мощь существующей марки. Поэтому, ослабив вкус, было выведено множество более-менее равносильных брендов, каждый берущий свое именно присущим конкретно ему имиджом, но не вкусом. Такое "равноправие" - при равных вкусах разные имиджи, в итоге больше потребителей.

Представления: 1557

Теги: Рогань, Старый, вкус

Комментарий от: Юрий Катунин, Июнь 24, 2012 в 2:58pm
Однако Живое - это был необходимый шаг потребителя к пониманию крафтового пива.

Очень спорный вывод. Живопивоварение - это всего лишь форма вульгарного маркетинга, ничего общего не имеющего с крафтовым пивоварением. Меня всегда удивляет тот факт, что маркетинг макро-пивоваров всегда подвергается обструкции со стороны бирофильского сообщества, но при этом именно бирофилы перманентно в первых рядах участвуют во всевозможных розыгрышах футболок, кепок, бокалов, а примитивный маркетинговый посыл про "Живое пиво" встречает в их сердцах куда больший отклик, хотя ведёт лишь к банальной комбинации "светлое-тёмное-пшеничное".
Собственно, и то, и другое - топтание на месте.
Комментарий от: Тиха Пойма, Июнь 24, 2012 в 6:58pm
Я согласен с тем что живопивоварение это форма вульгарного маркетинга. И уточняя свою мысль:
Этим вульгарным маркетингом среди потребителей был сформирован (или была предпринята попытка) сформировать некий стереотип (маркетинговый продукт) под названием Живое пиво. Оправдал или разочаровал он чаяния потребителя пусть каждый решит для себя сам, факт что сообщество приняло предложение попробовать нечто иное, сваренное с иным подходом . Сам тренд поиска лучшего в дальнейшем обратил внимание значительной части сообщества к близкому по маркетинговым образам (настоящее, живое, рукотворное, ремесленное, изысканное, нестандартное) явлению крафтового пивоварения. следовательно стереотип Живопивоварения был необходим шагом к открытию крафтового пивоварения широким массам.

На вторую часть Вашего комментария:
Чтобы быть недовольным нужно достаточно пресытиться. Неудивительно, что многие критики сетуют на былые впечатления или более того и на ныне потребляемый любимый продукт (по причине отсутствия выбора).
Комментарий от: Тиха Пойма, Июнь 24, 2012 в 7:03pm
Про банальную комбинацию светлое-темное-пшеничное я посыл не понял.
Однако попробую предугадать, что Вы сетуете на отсутствие в массовой среде таких маркетинговых слоганов как: "новинка с удлиненной декстриновой паузой" или "сорт с предварительным лактозным брожением" по причине их ненужности потребителю.
Комментарий от: Тиха Пойма, Июнь 24, 2012 в 7:10pm
Как знать - оно то с одной стороны всегда печатаемые на этикетке OG не все обращают внимание. А с другой стороны уже есть такие массовые сорта как Два Хмеля (угадали почему название такое?).
Так что глядищь скоро и до таких марок как "1055" или "65-20; 75-40" дойдем.
Комментарий от: Юрий Катунин, Июнь 24, 2012 в 8:54pm
Про банальную комбинацию светлое-темное-пшеничное я посыл не понял.
Однако попробую предугадать, что Вы сетуете на отсутствие в массовой среде таких маркетинговых слоганов как: "новинка с удлиненной декстриновой паузой" или "сорт с предварительным лактозным брожением" по причине их ненужности потребителю.

Ой... Вообщ-то этот ресурс не рассматривает маркетинговые ухищрения, но лишь вкус пива, его историю, его сортовое многообразие. И опять же не могу согласиться об утверждении о "ненужности потребителю". Кто это решавет о "ненужности"? Маркетинг? В гробу я лично видел такой маркетинг? :-)

Повторюсь, живопивоварение - это шаг назад, ненужная преграда к крафтовому пивоварению. Удивительно, но отчего-то и Европа, и Америка обошлась без этого этапа и прошла куда дальше Большой России (РФ, Украины и Белоруссии). Живопивоварение тормозит развитие пивоварения в принципе, ибо ничего не даёт потребителю, кроме нелепых иллюзий. Вкусовые переживания стремятся к нулю.

Комментарий от: Тиха Пойма, Июнь 24, 2012 в 9:13pm
живопивоварение - маркетинговая фишка которые тормозят развитие пивоварения. Полностью согласен.
Комментарий от: Иван Белецкий, Июнь 24, 2012 в 10:20pm

"Однако Живое - это был необходимый шаг потребителя к пониманию крафтового пива. Пива сваренного в небольшом масштабе, с особым подходом, с разнообразными изысканными вкусами, имеющего целью сохранение их до подачи в бокале, не используя "экономичные", "маркетинговые" и другие фокусы, идущие на пользу деньгам и во вред смаку"

ого. вот это новости. "Живое" как раз становится одним из гробовщиков пивоварения. Я тут недавно приводил пример, что даже в слепой дегустации любители "живого" предпочитают этот дрожжевой кисляк нормальным сортам. И никаких дальнейших шагов они делать не намерены, их и так все устраивает.

Комментарий от: Иван Белецкий, Июнь 24, 2012 в 10:25pm

Как мне кажется, вообще перейти от евролагеров в нормальному пиву, проще, чем от "живых" регионалов. Мозг хотя бы не будет затуманен байками про полезность и проч. Ну и отсутствие вкуса вызывает куда меньшее привыкание к нему, чем хоть какой-то (пусть и грязный). 

Комментарий от: Тиха Пойма, Июнь 24, 2012 в 11:00pm
Нужен толчок для перехода. Где Вы видите его возможность у питоков евролагеров? Разве что разьяснительно массовая работа. Сменивший заводское на живое - потенциально готов к следующей перемене.
Комментарий от: Иван Белецкий, Июнь 24, 2012 в 11:14pm

я перешел к нормальному пиву именно с евролагеров, когда понял, что незачем пить безвкусную жидкость. т.е. я понимал, что эта жидкость - безвкусная, и что в магазине есть пиво рублей эдак за сто (тогда еще, сто лет назад), и что наверняка оно не просто так 100 рублей стоит. Так и перешел постепенно.
А потребители "живого" пива не понимают, что их любимый напиток имеет мало общего с классическими образцами, они думают, что настоящее пиво такое и есть - хлебно-дрожжевое-кисло-тряпичное. Для них все, что в бутылке - химия, в т.ч. импорт. 

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования