Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

Представьте себе Москву в конце 18 века. Театр… Когда появился первый театр в Москве, трудно сказать. Некоторые источники утверждают, что ещё при Алексее Михайловиче устраивались театральные постановки. Его дочь Софья сама переводила пьесы для театра и первый перевод Мольера «Лекаря поневоле» приписывают именно ей.
Пётр I в своё время приказал построить на Красной площади «комедиальную храмину»

Основателем русского театра считают Волкова Фёдора Григорьевича сына костромского купца, который в 1746 году в Ярославле устроил, малый театр и давал представления театральных пьес, им же самим переведённых с итальянского. Узнав об этом, императрица Елизавета Петровна вытребовала его труппу в Петербург и оставила его при дворе. В 1756 году Волков отправился в Москву, чтобы открыть театральные представления. Директором вновь основанного московского театра был назначен Сумароков, тот самый Сумароков А.П. который годом раньше написал либретто для первой оперы на русском языке - «Цефал и Прокрис» на музыку- Ф. Фрайи. В русской версии опера стала называться «Кефал и Прокрида».
Первая же аутентичная русская опера была создана в 1756 г. Ею стала «Танюша, или счастливая встреча», текст И.А. Дмитревского, музыка Ф.Г. Волкова.
Разумеется, опера в то время несколько отличалась от нашего сегодняшнего представления о жанре. Это была т.н. комическая опера (opera-buffa или opéra-comique). И её расцвет как раз приходится на екатерининскую эпоху.
Перед нами интересный образчик такого произведения. 1788 год. В Москве печатается либретто на типографии при театре у Хр. (Христофора?) Клавдия с названием «Пивовар или кроющийся дух», комическая опера в четырёх действиях. Автор неизвестен…


Читать текст, а ознакомиться с ним можно здесь, до конца не имеет смысла (скажу Вам честно). Я, признаться, с трудом осилил. Этакое наивное и примитивное творчество. Действие происходит в Москве, при этом у половины персонажей романские имена, непонятно, французские или итальянские. Сюжет абсолютно не поддаётся какому-то стройному осмыслению. Выйдет или не выйдет Клавера, дочь пивовара Лисса замуж на ненавистного ей графа Пуаля, если она без ума от Жуаля, ученика пивовара Лисса? Вот как Вы думаете? Ну, конечно же, не смотря на то, что московскому графу Пуалю помогают нечистые силы, любовь побеждает, подкреплённая тем, что Жуаль оказывается царским сыном. А царя при этом зовут Таксиламом. Пивоварения тут ровно столько, сколько брадобрейства в «Севильском цирюльнике».
И всё же отрадно, что в 18 веке кому-то приходило в голову придумывать оперетты про пивовара. Забавная страница истории…

PS: Ещё более забавно, что оригинал находится в публичной библиотеке Нью-Йорка.

Представления: 279

Теги: Россия, опера

Комментарий от: Mager, Май 21, 2010 в 1:12am
"Кефал", кстати, правильнее
Комментарий от: Kirill Grafov, Май 21, 2010 в 12:43pm
Сколько я искал информацию об этой опере! И на форуме если кто помнит вопрос поднимал. Здорово! :)

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2020   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования