Пивной культ

Всё о пиве и пивной культуре

В начале декабря 2013 года баварские пивовары как-то внезапно сильно возбудились, составили и подали заявку в ЮНЕСКО, дабы увековечить свой Райнхайстгебот в качестве мирового нематериального культурного наследия, подаренного немецким народом всему отсталому в пивоваренном смысле человечеству. Понять немцев несложно – надо торопиться, пока бумаги рассмотрят, пока утвердят, глядишь, уже и 2016 год подойдёт. А тут и можно будет отпраздновать пятисотлетний юбилей своей «заповеди», но уже в качестве всемирного достояния. Только ленивый журналист не написал об этом обращении в ЮНЕСКО, а наши пивопуритане во власти взяли сей факт на щит. На вопрос «Почему рассматривается именно 1516 год?» следует  практически всегда один и тот же банальный ответ, что 23 апреля 1516 года герцог Баварский Вильгельм IV издал первый закон о защите прав потребителей.

1493 г., Ландсхут.

Отрывок из Лансхутской грамоты 1493 года.

Но отчего-то мало кто знает или просто не хочет знать что, за 23 года до ингольштадтского указа Вильгельма IV-го уже существовало подобное законодательство в городе Ландсхуте. Принял этот указ последний герцог Баварско-Ландсхутский Георг Богатый (Herzog Georg der Reiche von Bayern-Landshut) 16 февраля 1493 года. Занятно, что Вильгельм IV Баварский (Wilhelm IV. der Standhafte), которому приписывается авторство Райнхайстгебота, родился в Мюнхене через девять месяцев после ландсхутского указа – 13 ноября 1493 года. Вот такое совпадение.
В тексте ландсхутского уложения говорится в частности следующее:
«Item die Bierbräuer und andere sollen auch nichts zum Bier gebrauchen denn allein Malz, Hopfen und Wasser, noch dieselben Bräuer auch die Bierschenken und andere nichts anderes in das Bier thun, bey Vermeidung von Strafe an Leib und Gut».
«Пивовары и другие лица не должны использовать для приготовления пива ничего кроме солода, хмеля и воды, и то же самое для пивоваров в пивных тавернах и других лиц – ничего иного в пиве, во избежание при этом наказания для жизни и имущества».
На что можно обратить внимание:
1) В бумаге говорится не о ячмене, но о солоде.
2) В Ландсхутской Баварии, судя по всему, существовало два типа пивоварен: собственно пивоварни и пивоварни при питейных заведениях.
3) Наказание при этом подразумевало как имущество, так и жизнь.

Кстати, вот ещё одно занятное совпадение, Георг Богатый умер в 1503 году в возрасте 48 лет в Ингольштадте. А вместе с его смертью разразилась т.н. «война за ландсхутское наследство», разорившая в конец Баварию, а своё существование прекратило и само Баварско-Ландсхутское герцогство, которое было образовано ещё в 1353 году. Столицей герцогства на протяжении всех этих лет был город Ландсхут, а основной резиденцией правителей крепость Траусниц, основанные в 1204 г. герцогом Людвигом I Баварским.

Собственно, если говорить о Райнхайстгеботе 1516 года, то издан он был в то время, когда Ингольштадт давно не был столицей. А был он столицей герцогства Бавария-Ингольштадт (Herzogtum Bayern-Ingolstadt) в период с 1392 по 1447 годы. Совсем по-другому дело обстоит с Ландсхутом, да и с самим Георгом Богатым.
Георг вступил на престол в 1479 году после смерти своего отца Людвига IX Богатого.
Но в истории Георг остался навечно благодаря своей свадьбе с Ядвигой Ягеллонкой, дочерью польского короля Казимира IV, которая состоялась в 1475 году.
Представьте себе, Ядвигу и Георга обвенчали 14 ноября 1475 года. Из главной приходской церкви Святого Мартина (кстати, Martinskirche - самая высокая церковь Баварии, самая высокая кирпичная церковь в мире ) свадебный кортеж выдвинулся через весь город к ратуше, где невесту встретил сам император Фридрих III (Friedrich III – он же Фридрих IV и Фридрих V) и проводил её к свадебному хороводу. Танцы сменились рыцарским турниром, на котором зрителей собралось свыше 10 000 человек.
Праздник длился несколько дней, во время которого было съедено
323 быка, 285 бургхаузенских свиней, 1133 венгерских овец, 1537 ягнят, 490 телят, 11 500 гусей, 40 000 кур, 194 345 яиц, 220 центнеров топлёного сала, 119 соляных голов, несколько тонн трески, сельди, реки и морской рыбы, 5 центнеров миндаля и столько же риса, 140 фунтов изюма и 730 фунтов инжира, выпито 336 984 кружки (причём Maß’а) баварского вина (Speisewein).
За один день выпивалось и съедалось столько, сколько поглощала Бавария за целый год. По приказу Людвига IX Богатого (Ludwig IX. der Reiche), отца Георга на время свадьбы хозяевам харчевен запрещалось продавать еду и напитки — всё продовольствие раздавалось бесплатно за счёт герцогской кухни. Из двух огромных чанов с белым и красным вином каждому желающему наливали по кружке и выдавали при этом по ломтю хлеба. Кроме того, знатным гостям приносили продукты на дом, а 146 личных поваров готовили их.
Ландсхутская свадьба («Landshuter Hochzeit») вошла в историю как самый роскошный праздник позднего средневековья и обошлась 60 766 гульденов 73 пфеннига и 1 геллер.
Бык стоил в то время 5,75 гульдена, три яйца - 1 пфенниг, курица - 5 пфеннигов, гусь – 9 пфеннигов. Об этом в своей книге «История Ландсхута» («Geschichte Landshuts», 2003 г., Мюнхен) свидетельствуют Герхард Тауше (Gerhard Tausche) и Вернер Эбермейер (Werner Ebermeier).
Чуть позднее я объясню смысл этого гастрономического отступления.

1487 г., Мюнхен

Баварцы отчего-то не желают помнить, что в 1987 году уже торжественно справляли пятисотлетний юбилей Райнхайстгебота. Отпраздновали и тут же напрочь забыли об этом событии.
Практически всеми баварскими источниками утверждается, что в период с 1447 по 1453 годы в уложениях мюнхенского магистрата (Satzung des Münchner Magistrats) существовали требования, чтобы пиво и грёйссинг (Greußing – некий популярный сорт пива того времени) варились исключительно из воды, солода и хмеля (Bier und Greußing nur aus Wasser Malz und Hopfen gebraut werden dürfen).
А 30 ноября 1487 года герцог Баварско-Мюнхенский Альбрехт IV Мудрый (Albrecht IV. der Weise) и по совместительству будущий папа будущего герцога Вильгельма IV решил утвердить эти уложения в своём законе, в соответствии с которым для пивоварения ничего другого кроме хмеля, ячменя и воды использовать не разрешалось, дословно: «nu füran auch aus nichts anderem dann Hopfen, Gersten und Wasser gesotten werden».
Закон этот прозвали мюнхенским райнхайстгеботом (Münchner Reinheitsgebot), который ранее и праздновали.
Но в этой истории есть две странности:
1) Отчего-то между мюнхенскими уложениями и законом Альбрехта IV временной отрезок в 34 года. Неужели уложения не действовали всё это время, а Альбрехт вдруг решил их утвердить?
2) В уложениях говорится о солоде, но Альбрехт почему-то принимает решение в пользу ячменя.

1434 г., Вайсензе

Случилось так, что именно в день празднования «Заповеди чистоты 1516 года» - 23 апреля 1998 года в Тюрингии, в городке Вайсензе (Weißensee), что в 35 километрах к северу от Эрфурта в городской книге (Stadtbuch) 1434 года был найден свод из 30 положений под названием «Statuta Thaberna» о ведении, как бы сейчас сказали, ресторанного бизнеса. Двенадцатый параграф гласит следующее:
«Zu dreimal Brauen. Es soll auch niemand mehr brauen als dreimal in einem Jahr oder nach dem, wie die Räte und die Gemeinde eines jeglichen Jahres sich einig werden. Zu dem Bier brauen soll man nicht mehr nehmen als soviel Malz, als man zu den drei Gebräuen von dreizehn Maltern an ein Viertel Gerstenmalz braucht. Die Gebräue soll man tun zu welcher Zeit in dem Jahr man will oder man erkennt, das es am bequemlichsten sei. Es soll auch nicht in das Bier weder Harz noch keinerlei andere Ungefercke. Dazu soll man nichts anderes geben als Hopfen, Malz und Wasser. Das verbietet man bei zwei Mark und derjenige muss die Stadt für vier Wochen räumen».

«Касательно трёхразового пивоварения. Разрешено варить не более, чем три раза в год, либо после согласования муниципалитетом и общинами на каждый год. Для приготовления пива нельзя использовать больше солода, чем нужно на три варки от тринадцати мер до четверти ячменного солода. Варки можно делать в течение года в любое время по желанию или признавая необходимость (bequemlichsten = zweckmäßig). В пиве не должно быть ни смолы, ни любых других опасных веществ (Ungefercke = gefährliche Stoffe). Не должно использоваться ничего, кроме хмеля, солода и воды. Запрет двумя марками, и изгнание из города в течение четырех недель».
Какие выводы можно сделать из этого положения?
1) Вероятно, в средневековом Вайсензе были установлены квоты на количество варок. Надо полагать, что три варки в год были «комплиментарными», на варки свыше нормы требовались дополнительные муниципальные разрешения. Возможно, за них взимались пошлины.
2) Непонятно, какого размера было пивоваренное оборудование в городе. Но можно увидеть, что объём варки также регламентируется. Как указано в ссылках документа, некий профессор Аннемюллер из Берлина (Prof. Annemüller) предположил, что при таком раскладе у пива плотность должна была быть в пределах 11,8 – 12,8%.
3) И мы впервые видим, что закон говорит о недопущении вредных веществ. К ним причисляется и смола. Но Harz по-немецки – это и смола, и живица, и камедь. Т.е. камедь в пивоварении была уже известна, но в данном конкретном случае была под запретом.
4) Не смотря на то, что «Statuta Thaberna» говорит о лишь солоде, как одном из трёх разрешённых ингредиентах, в самом начале даётся разъяснение, что имеется в виду ячменный солод – «ein Viertel Gerstenmalz».
5) Наказание весьма сурово, ведь марка – это определённо вес серебра. В то время в качестве платёжной единицы среди германских городов ходила т.н. кёльнская марка (Cölnische Mark) и равнялась она почти 234 грамм серебра. Иными словами надо было заплатить больше фунта серебра в качестве компенсации за нарушение количества варок, объёма сырья и использования конкретных ингредиентов, а затем и убираться вон из города.

1447 г., Регенсбург – 1393 г., Нюрнберг - 1363 г., Мюнхен

Практически все немецкие источники, посвящённые истории пивоварения в стране, ссылаются на то, что в этих годы в этих городах уже существовало какое-то своё законодательство, лимитирующее ингредиенты в приготовлении пива. Однако, ни ссылок, ни отрывков из текстов этих законов, ни самих тексты мне найти нигде не удалось. Сплошной копипаст одних и тех же фраз без какой-либо конкретики. Поэтому, если у кого-нибудь есть хоть какая-то информация на сей счёт, я буду безмерно благодарен за предоставление материалов.

1348 г., Веймар

В 2001 году в городских архивах Веймара случайно было найдено очередное уложение от 1348 года, в котором в частности говорится:
«Das malcsz sal messen der bruwemeister, der dazu gelobt hat. Ouch sal keyn bruwer anders zceit syne bere thuen, denn malcz unde hophen, keyne steynwurz nach harz…»
«Пивовар обязан измерять солод должным образом. Ничего другого для своего пива, кроме солода и хмеля пивовар, не должен использовать, ни каменный корень (коллинсонию; вероятно steynwurz = steinwurzel), ни смолу (камедь)…»
Об этом в газете «Stuttgarter Zeitung» от 19 мая 2001 года был опубликован небольшой доклад Губерта Эрцманна (Hubert Erzmann), хранителя городского архива Веймара.

Странно, но чем дальше в глубь веков, тем больше информации о первопричине пивных ограничений можно извлечь из исторических документов. Помимо смолы, появляется ещё каменный корень. Сейчас его используют в гомеопатии, как мочегонное и потогонное средство и в качестве лекарства, pardonne-moi, от геморроя. Можно допустить, что излишнее количество каменного корня в пивоварении приводило к каким-то расстройствам.

1299 г., Нюрнберг

Вообще-то я искал информацию о нюрнбергском законе от 1393 года, но нашёл нечто совсем поразительное. Издание называется «Nürnberger Jahrbücher ans den bis jetzt bekannten ältesten Monumenten der deutschen Geschichte aus den Annale des Rathschreibers Johann Müllner» («Нюрнбергские ежегодники с известными до сих пор древнейшими памятниками истории Германии из анналов городского архивариуса Иоганна Мюльнера», 1835 г., Нюрнберг, Riegel und Wießner), и в этом томе рассматриваются документы за годы с 1291 по 1313.
На странице 141 находится документ от 1299 года:

Здесь в частности говорится:
«Man schol auch kein ander Сhorn preuwen denne Gersten alein weder haber noch Chorn noch Dinkel noch waize. swelhe preuwe daz dar uber tete oder swelher müllener daz darvber mule, der schol jar und tak aus der Stat varn und swo auch di daz verswigen di dar uber gesworn habent und des niht ruegten di schuln auch jar und tak aus der Stat varn. dar uber habent gesworn Chunrad Swob. und Hainrich pokk».

«Не разрешается варить пиво (очевидно, preuwen = brauen) ни из какого другого зерна (Сhorn = Korn), кроме ячменя, ни из овса (вероятно, всё же не следует читать не Haber, а Hafer), ни из ржи (под зерном тут понимается «жито»), ни из полбы, ни из пшеницы (waize = weizen).

Но если мы поднимем глаза чуть выше, то на этой же странице мы сможем найти ещё один занятный отрывок:
«Ez habent gesetzet di purger von dem Rat daz niemen kenn bir her in furen schol swer daz dar uber tut dem niemet manz Malz mac man wol her in furen daz von Gersten gemachet ist und keyn ander malz von keynem andern korn»
Собственно, тут утверждается, что солодом может называться только солод сделанный из ячменя, но никак не из какого-либо другого зерна.

Чем ещё знаменательно это законотворчество? Дело в том, что c 27 июля 1298 года второй раз в своей жизни королём Германии был избран основатель династии Габсбургов на австрийском престоле Альбрехт I Австрийский (Albrecht I von Habsburg или König Albrecht von Oesterreich). 24 августа 1298 года он был коронован в Аахене. Так вот 1299 год он провёл в Нюрнберге. Дело в том, что Нюрнберг был в то время имперским городом (это звание городу в 1219 году даровал Кайзер Фридрих II), и по этой причине в нём проходили т.н. судебные дни (Hoftag), на которых следовало присутствовать королю. Бюргграфом Нюрнберга в то время был Иоганн I (Johann I. von Nürnberg) из династии Гогенцоллернов.
А не спрашиваю, чей указ был раньше - 1299 года или 1516 года. Ответ очевиден. Меня мучает другой вопрос: кто главней - Король Германии и Герцог Баварии? Чьи указы превосходят по своей значимости в табеле о рангах? И тут тоже ответы очевидны. Тогда совершенно непонятно, отчего закон 1516 года превратился в некий жупел, затмевающий остальное средневековое законодательство.

А кто был правителем в Германии и Нюрнберге в 1290 году? Королём Германии тогда был отец Альбрехта I - Рудольф I (Rudolf von Habsburg), первый представитель династии Габсбургов на престоле Священной Римской империи. Он был возведён на трон в 1273 году при активной поддержке бургграфа Нюрнберга Фридриха III (Friedrich III von Nürnberg). В качестве вознаграждения Рудольф I не просто подтвердил бургграфский статус Фридриха, но и даровал ему чин курфюрста. Почему я заговорил об этом?

1290 г., Нюрнберг

Да, потому что совершенно случайно я обнаружил ещё один безумно интересный документ от 1290 года, который ранее нигде в пивологических трудах не упоминался. Лично для меня это – историческое, не побоюсь этого слова, открытие. Том с историческими документами за годы 1219 по 1291 книги «Nürnberger Jahrbücher ans den bis jetzt bekannten ältesten Monumenten der deutschen Geschichte aus den Annale des Rathschreibers Johann Müllner» («Нюрнбергские ежегодники с известными до сих пор древнейшими памятниками истории Германии из анналов городского архивариуса Иоганна Мюльнера», 1834 г., Нюрнберг, Riegel und Wießner), вышел в свет на год раньше. И тут мы находим целый список уложений по всем аспектам городской жизни, который заканчивается вопросами о пивоварении.

«In einer alten Ordnung der Stadt finden sich folgende Punkte:
***
Brod. Man soll zweierlen Weißbrod backen von Semmelmehl und Bollen, und die zweierlei Mehl nicht untereinander mischen.
***
Fisch. Den Juden soll man an Bannfasttagen keine Fische zu kaufen geben Vormittags.
***
Вiersatz. Kein Bier oder Malz soll man in die Stadt führen, man soll auch kein Bierbrauen von Haber, Dünkel, Korn, Weizen sondern von Gersten allein. Das Bier soll man höher nicht verkaufen, als das Biertel um 2 Heller, und durch den Sommer das Biertel um 3 Heller».

Не будем переводить весь текст, в этом нет никакой необходимости, а попытаемся разобраться со старым германским в части упоминания пива. Итак:

«В старом законе этого города есть следующие пункты:
****
Положение о пиве. Никакое пиво или солод не должны допускаться в город, не разрешается также варить пиво из овса (вероятно, всё же не следует читать не Haber, а Hafer), полбы (очевидно, что Dünkel = Dinkel), зерна (вероятно, под зерном подразумевается – «жито», рожь), пшеницы, но только из одного ячменя. Пиво не должно продаваться больше, чем 2 геллера за кварту, и в течение всего лета 3 геллера за кварту».

Обратите внимание на конкретику. Она подобна райнхайстгеботовской, но куда более скурпулёзна. Есть и ограничение цен на пиво с сезонной градацией, и ограничение ингредиентов для пивоварения. Но заметьте, если у Райнхайстгеботе говорится лишь о том из чего можно варить пиво, то здесь же перечисляется то, из чего нельзя – овёс, полба, рожь и пшеница. Ячмень и только ячмень.
Но мы по-прежнему не понимаем причин этих ограничений. Однако, есть одна маленькая, с первого взгляда незначительная деталь – в городе запрещено привозное пиво. Казалось бы, что тут такого? Это можно рассматривать, как экономическую защиту местных пивоваров. Но вместе с тем запрещён и ввоз солода.
Зерно выращивали не внутри Нюрнберга, а за крепостными стенами. Однако, солод можно было производить лишь в самом городе. Опять же за пределами Нюрнберга также варили пиво, но это пиво в город не допускали. Было ли это лоббированием интересов местных солодильщиков и пивоваров?Мне трудно себе представить, чтобы экономика средневекового Нюрнберга была подорвана продажей в городе чужого пива или солода. Возможно, горожане просто боялись чего-то, какой-то угрозы извне? Какой?

Как мы можем подытожить все эти документы?
0) «Заповедь чистоты» 1516 года вовсе не была первым всеобъемлющим документом подобного рода. Между ней и нюрнбергскими уложениями времён Рудольфа I отрезок в 226 лет. (Для примера: столько же лет нас сейчас отделяет от начала очередной русско-шведской войны, когда король Густав III предъявил свои претензии Екатерине II по возврату утраченных по Ништадтскому и Абоскому договорам территорий Финляндии и осадил крепость Нейшлот тридцатишеститысячной армией).
1) Мы можем с уверенностью на 100 000% утверждать, что кукуруза не являлась объектом запрещения. Первая экспедиция Колумба была совершена через 202 года после нюрнбергского уложения 1290 года. Но в этом году пшеничное пиво уже было вне закона, а месте с ним и овсяное, и ржаное, и полбяное.
Ни один закон не противопоставляет солод и несоложённое зерно. Где-то говорится о ячмене, где-то о солоде. И скорее, подразумевается, что если и солод, то только из ячменя. Ни о каких соотношениях «ячмень-солод» речи нет. Если и встречаются какие-то пропорции, то регламентирующие плотность пива. Нельзя также сказать, что все эти законы направлены против грюта. В обоих нюрнбергских уложениях не упоминается хмель вообще.
2) Можно ли считать наличие всех этих законов свидетельством мастерства немецких пивоваров, как это зачастую преподносится? Скорее наоборот. На протяжении нескольких столетий немецкие пивовары с каким-то рьяным упорством нарушают запреты. Снова и снова издаются законы всё с теми же ограничениями, но пивовары упрямо не желают варить «качественное» пиво, постоянно и при этом своевольно используя запрещённые ингредиенты и добавки.
3) Можно ли утверждать, что причиной всех этих законов были неурожаи? Скорее всего, нет. Нельзя сказать, что все эти годы перманентно сопровождались бедствиями, а люди голодали. Тому свидетельство – ландхутская свадьба. Трудно поверить в то, что как только начинались голодные годы, власть вспоминала о пиве и вводила традиционные ограничения, наивно полагая, что этим можно накормить народ. Но даже если предположить, что все перечисленные годы случались недороды, а знать по-прежнему варила пиво из пшеницы, то отчего в нюрнбергском уложении 1290 года помимо неё упоминаются в числе запрещённых злаковых также рожь, овёс и полба. Если белый хлеб и можно считать атрибутом средневекового достатка, то овсяную или полбяную кашу сложно назвать изысканными блюдами.
4) Были ли все эти законы продиктованы чрезвычайной и одновременно трогательной заботой о населении? Тоже нет. Законы были написаны в разное время, в разных городах и абсолютно разными, непохожими друг на друга правителями-феодалами. Трудно себе представить их всех одинаково сильно радеющими о том, голодно ли смердам. Таких правителей не существует в принципе. Определённо их заботило что-то другое, а не вопросы недоедания. Это могли быть народные волнения в стиле «Хлеба и зрелищ!», а стало быть законы носили исключительно популистский характер и вовсе не были направлены на поддержание стабильного качества немецкого пива. Но зачем тогда такая педантичность в изложении? Смущает также само количество законов. Либо существовала какая-то серьёзная реальная угроза, исходящая из пива. Но какая?

Продолжение следует…

Представления: 1299

Теги: 1290, 1516, Германия, Нюрнберг, мифы

Комментарий от: Mitch, Апрель 3, 2014 в 1:29am

Юра, самое смешное, что профессор Аннемюллер наиболее известен как специалист по использованию разной несоложёнки. В своё время он не просто жил и работал в ГДР, где несоложёнка довольно широко применялась, а был локомотивом исследований по этому вопросу. Его книги доступны через VLB. Кстати, в их в библиотеке огромные фонды исторической литературы по пивоварению (в том числе сборники, издававшиеся в Германии для немецких пивоваров в России). Более того, если интересно, они готовы принять с визитом известного пивного историка с "Балтики", о которой хорошо знают. Думаю, что и консультативную помощь по рассматриваемому вопросу не откажутся оказать дистанционно

Комментарий от: Mitch, Апрель 3, 2014 в 1:31am

Да, статья была бы уместна в отраслевом издании типа Brauwelt. Не было мыслей на этот счёт?

Комментарий от: Юрий Катунин, Апрель 3, 2014 в 7:02pm

Приветствую, Дмитрий! Возможно, буду летом в Берлине, так что с удовольствием бы посетил архивы. Буду признателен за помощь в осуществлении этой идеи. Это безумно интересно.

Если Браувельту это интересно, то, пожалуйста. Но они пишут в основном о новинках оборудования. К тому же статья не закончена и требует продолжения, как и анонсировано.

Комментарий от: Руслан, Апрель 3, 2014 в 9:30pm

Захватывающе... Жду продолжения!

Комментарий от: Vuk Linde, Апрель 4, 2014 в 11:29am

Cheers Yuri. Actually, the German Brewers Assoc (DBB) has a good summary as well: http://www.brauer-bund.de/index.php?id=16&ageverify=16&PHPS... there you can see that the first time quality of any kind was addressed in a legal document, was in Augsburg in 1156. But it was not the Reinheitsgebot we know today, the DBB maintains the definitive document and its stipulations that we know so well originated in 1516. 

Комментарий от: Юрий Катунин, Апрель 4, 2014 в 12:00pm

Но в Аугсбургском документе 1156 года вообще ничего не сказано об ингредиентах . Поэтому он и не включён мной в антологию.
Там говорится лишь следующее:
«Wenn ein Bierschenker schlechtes Bier macht oder ungerechtes Maß gibt, soll er gestraft werden...»
«Если пивной шинкарь делает плохое пиво или использует неправильные меры (Maß понимается под мерой, т.е. не доливает), то он должен быть наказан».

И кстати не факт, что Аугсбургский документ был первым в качестве официальных документов.

Комментарий от: Виктория Данилова, Апрель 5, 2014 в 8:28am

Самое главное всё делать во время!) а может это такое своеобразное напоминание о совести пивовара!)

Комментарий от: Юрий Катунин, Апрель 5, 2014 в 8:47am

Не совсем понятно про "во время".  Вопрос непраздный: почему именно в эти годы принимались эти законы? Что было причиной?

А кодекс чести или совесть лежать совсем в другой плоскости. Если человек бессовестный, то он и бессовестным пивоваром будет. Мне известно множество бессовестных и среди крафтовых пивоваров.

Комментарий от: Алексей, Август 12, 2014 в 1:30pm

" Из двух огромных чанов с белым и красным вином каждому желающему наливали по кружке пива и выдавали при этом по ломтю хлеба"
Мне кажется в этом предложении ошибка, или немцы умели делать из красного и белого вина пиво?)

Комментарий от: Юрий Катунин, Август 14, 2014 в 10:05am

ой... опечатка по Фрейду. Думаю о пиве, пишу о вине.

Комментарий

Вы должны быть участником Пивной культ, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Пивной культ

© 2019   Created by Юрий Катунин.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования